Примерное время чтения: 11 минут
146

От танка до иконостаса. Брянец создает из хрусталя произведения искусства

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Брянский выпуск 26/01/2022
Макеты, которые он создаёт, выполнены в миниатюре.
Макеты, которые он создаёт, выполнены в миниатюре. Из личного архива

Праздники традиционно ассоциируются со звоном хрустальных бокалов. Но в моде сегодня не привычные фужеры или вазы из этого элитного стекла, а целые вокзалы и ракетные комплексы.

Такими необычными работами прославился на всю страну народный мастер Брянской области и житель Дятькова Руслан Самсонов. Макеты, которые он создаёт, хотя и выполнены в миниатюре, доходят до метра в длину.

Разобраться в деталях

Елена Дорошенкова, «АиФ-Брянск»: Руслан, почему выбрали именно это направление?

Руслан Самсонов: Меня как мужчину всегда интересовала военная техника. Поэтому запоминающимся заказом стал зенитный ракетный комплекс С-400 «Триумф». Задача была сложная, но увлекательная - чтобы собрать установку, её сначала пришлось разложить почти на 50 отдельных деталей, которые затем подгонял и склеивал между собой. Заняло это около месяца. Мало кто в России делает такие вещи. Или советский плавающий автомобиль на базе вездехода ЗИЛ-4006 - он сам по себе необычный. Эту амфибию «Синяя птица» создали специально для поиска и эвакуации экипажей космических кораблей, приземлившихся в труднодоступных местах. Всего было выпущено 26 таких машин. А трактор «Кировец» образца 1961 года, хотя и разрабатывался для сельскохозяйственных нужд, имел двойное назначение, как и многие другие виды техники времён «холодной войны», - в случае чего его могли использовать как артиллерийский тягач.

- Такие изделия берут для личных коллекций?

- Это, скорее, корпоративные сувениры, подарки. Хотя я не вдаюсь в подробности, но догадываюсь, что макет Южного речного вокзала в Москве, например, могут приурочить к сдаче объекта - в прошлом году началась его масштабная реконструкция, которую планируют завершить уже в этом году.

Макет Морского вокзала в Москве.
Макет Морского вокзала в Москве. Фото: Из личного архива

- А как добрались до хрустальной совы из телевизионной игры «Что? Где? Когда?».

- Она сама до меня добралась - попросили обновить этот символ, сделать более изящным. Нарисовал карандашом эскиз, он всем понравился, и сказали приступать к воплощению. Когда увидели готовый вариант - были в восторге и заказали вторую сову. Так, одна поселилась в студии на почётном месте, а другую, эфирную, будут вручать лучшему игроку.

 
Руслан Самсонов изготовил новых хрустальных сов для игры "Что? Где? Когда?" Фото: Из личного архива Р. Самсонова.

Чудо света

- На заводе во время экскурсии показывают, как небольшую массу раскалённой смеси (шихты) достают из печи и выдувают из трубки, чтобы сформировать изделие. А как действуете вы в своей домашней мастерской?

- Занимаюсь холодной обработкой хрусталя - с помощью шлифовального круга вырезаю из заготовок-брусков «черновую» форму, а затем инструментом поменьше формирую рисунок и довожу до совершенства. Сам по себе обработанный хрусталь матовый, чтобы он заискрился, заблестел, на заводе его окунают в специальную кислоту - это так называемое химическое травление. Я же полирую каждую грань вручную.

- Хрустальный завод в Дятькове, как гласит его история, основан ещё в 1780 году династией меценатов Мальцовых. Так, небольшая деревня на окраине Брянского уезда превратилась в один из крупнейших промышленных центров Европы. А позже стала не просто городом - хрустальной столицей России. Но, говорят, объёмы производства давно не те…

- У нас раньше было два завода - на площадке старого плюс в 1970-х годах открыли новый филиал. Насколько помню, в общей сложности там трудились около пяти тысяч человек на трёх конвейерах в две смены. Сейчас осталось одно производство, где, может, человек 200 работает. Но не только Дятьковского завода коснулась такая участь. Во-первых, это затратное производство, которое расходует много электроэнергии, газа. Во-вторых, в своё время произошло перенасыщение рынка продукцией. А раз профессия стала невостребованной, то и специалистов училища перестали готовить.

Впрочем, ситуация ещё может измениться - спрос на хрусталь начинает постепенно возвращаться. А высокохудожественные изделия, пусть и штучные, из цены и не выходили.

- Иконостас из хрусталя, который находится в местном храме, до сих пор называют восьмым чудом света. Он остаётся единственным в мире. Насколько знаю, вы тоже приложили руку к его созданию.

- Первый хрустальный иконостас в Дятькове появился ещё в 1810 году в храме Преображения Господня. Но в прошлом веке, после революции, эту красоту разрушили вместе с храмом. Сохранилась лишь одна оригинальная хрустальная плитка. По ней и по старым фотографиям начали восстанавливать иконостас в 2000 году, когда я и пришёл работать на хрустальный завод. Мастера изготовили пресс-формы для плиток, но их в финале мы обтачивали вручную. Потом все эти элементы нужно было ещё закрепить так, чтобы освещение падало правильно, и свет на хрустальных гранях играл. К счастью, всё получилось, и в 2003 году в городе открылся построенный храм Неопалимая Купина, главным украшением которого и стал возрождённый иконостас.

Железная воля

- Руслан, возвращаясь к технике. Вы её не только из хрусталя создаёте. Как собрали у себя в гараже настоящий мини-погрузчик, который словно с конвейера только сошёл?

- Живу в частном доме и давно хотел сделать железного помощника, даже запчасти для него начал покупать. А потом обзавёлся семьёй, и стало не до того, пришлось отложить затею. Сейчас дети подросли, появилось свободное время, и удалось вернуться к задуманному. По выходным занимался сборкой трактора и через год он уже поехал. Потом доделал поднимающуюся стрелу, ковш. Многие, видя результат, тоже говорят, что машина как заводская получилась. Мне приятно, конечно. Хотел, чтобы не было стыдно за свою работу. Тем более, что делал я её в память об отце, которого не стало несколько лет назад. Это он привил мне любовь к технике, научил в ней разбираться - на каникулах брал к себе в гараж, где мы вместе возились с автомобилем.

Технику Руслан создаёт не только из хрусталя.
Технику Руслан создаёт не только из хрусталя. Фото: Фото предоставлено героем публикации

- Дорогим оказалось такое удовольствие?

- Китайские аналоги такого же размера под миллион рублей стоят. Но их на заводе и на дорогом оборудовании собирают, а не на коленке. Я же экономил семейный бюджет и старался удешевить затраты - искал материалы на металлоприёмках, металлобазах. И вложения эти однозначно окупятся. Взять хотя бы вчерашний день - снега столько намело, что лопатой его бы день чистить пришлось. К тому же техника эта универсальная, на ней стоит система быстросъёма, то есть ковш можно легко заменить на любое другое оборудование - поставить ямобур, бетоносмеситель, щётку подметальную, газонокосилку... В своём доме такой погрузчик здорово выручает.

Досье
Руслан Самсонов родился в Дятькове. Окончил художественную школу и местный индустриальный техникум по специальности технолог стекольного производства. С 2000 года работал на Дятьковском хрустальном заводе шлифовщиком-алмазчиком сначала в обычной бригаде, а потом в экспериментальном художественном отделе (ЭХО). В 2013-м организовал собственную мастерскую.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах