Примерное время чтения: 7 минут
2379

"Датский" мастер. Вязальщик из Брянска создает творения к памятным датам

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Брянск №38 22/09/2021
Александр Беренчук родился в Брянске в 1964 году. Окончил тогда ещё в Ленинграде политехнический институт по специальности инженер-конструктор-технолог радиоаппаратуры. Работал наладчиком этой техники на заводе «Кремний». В 90-е торговал на рынке телевизорами, а заодно кружевными салфетками и воротниками. После кризиса устроился в частную фирму начальником цеха по производству электрогрелок. На заслуженном отдыхе проводит мастер-классы, где учит новичков вязать.
Александр Беренчук родился в Брянске в 1964 году. Окончил тогда ещё в Ленинграде политехнический институт по специальности инженер-конструктор-технолог радиоаппаратуры. Работал наладчиком этой техники на заводе «Кремний». В 90-е торговал на рынке телевизорами, а заодно кружевными салфетками и воротниками. После кризиса устроился в частную фирму начальником цеха по производству электрогрелок. На заслуженном отдыхе проводит мастер-классы, где учит новичков вязать. / Фото автора и из соцсетей. / АиФ

Народный мастер Брянской области по вязанию и инженер по образованию Александр Беренчук всю жизнь конструировал технику. Но сейчас он на пенсии, и схемы подключения деталей остались в прошлом, зато вязальные актуальны до сих пор.

Это интерес всей жизни, признаётся наш герой. Ещё в 10 лет он взял в руки крючок и создал с его помощью первое кружево. Больше с инструментом не расстаётся, продолжая придумывать и воплощать уже собственные идеи. А их столько, что вязать приходится всегда и везде.

Внутренний мир — во внешний

- Александр Леонидович, неужели почти за 50 лет не делали перерывов в творчестве?

- Самая большая пауза в вязании у меня была в армии. Первые полгода не афишировал там своё хобби, но без него ну никак не мог, поэтому выточил из электрода крючок и начал таким образом создавать салфетки. Посмотрю, какая красивая вышла, порадуюсь и распущу, чтобы не идти за нитками для нового изделия в магазин, хотя катушка тогда стоила всего десять копеек.

Сейчас вяжу ежедневно. Когда освоил крючком брюгское кружево, тунисскую и остальные техники, то взялся за спицы. А потом перешёл на коклюшки - такое плетение получается тоньше, чем на челноке, который тоже есть в моём арсенале, и тем более воздушнее, чем вязание крючком.

Каждый вязаный персонаж занят своим делом. Валяльщик подшивает валенок, лозоплетельщик создаёт корзину. Мастерица вяжет носок, девушка расписывает деревянное яйцо, а барышня вышивает.
Каждый вязаный персонаж занят своим делом. Валяльщик подшивает валенок, лозоплетельщик создаёт корзину. Мастерица вяжет носок, девушка расписывает деревянное яйцо, а барышня вышивает. Фото: АиФ/ Фото автора и из соцсетей.

- Хотя и им умудряетесь делать ювелирные вещи…

- Да, это кропотливый труд, но меня никогда не пугал ни объём работы, ни её монотонность, как считают некоторые. Мне главное - вязать, ведь от этого процесса я получаю удовольствие. А результат - и вовсе какое-то волшебство: тоненькая ниточка вдруг превращается в то, что отражает мои мысли, задумки. Руки сами знают, что делать, за ними давно не нужно следить - могу вязать даже на ходу, слушая при этом аудиокниги, а раньше параллельно читал бумажные.

- На прошедшей в Токио Олимпиаде британский спортсмен не постеснялся вязать на трибуне джемпер для своего пса. У его сына с женой, как выяснилось позже, таких вещей ручной работы уже хватает.

- То, что вязание не мужское занятие - заблуждение. В любом учебнике по этой теме написано, что все виды так называемых сегодня женских рукоделий придумали представители сильного пола в XIII, XV, XVIII веках. Задокументировано, что на коклюшках они плели первые кружева из серебряной или золотой проволоки, которую сначала вытягивали или волочили, отсюда и её название - сволочь. Потом, с появлением крахмала, держать форму стали и воротнички из привычной пряжи.

Что касается вязания на спицах, то все основные его приёмы разработали моряки в Англии и Ирландии - после вахты они сами изготавливали себе тёплые шерстяные свитеры.

Кукла в новозыбковском костюме (в процессе создания).
Кукла в новозыбковском костюме (в процессе создания). Фото: АиФ/ Фото автора и из соцсетей.

Но у женщин зачастую больше терпения, поэтому они успешно переняли придуманные мужчинами технологии.

Моя мама тоже сначала говорила: «Брось ты эти нитки, иди лучше с ребятами погуляй». А потом свыклась. Зато когда пришла на мою профессиональную выставку, с гордостью по ней ходила и заявляла всем: «Да, это мой сын!».

- Такое занятие приносит доход?

- После перестройки, когда на многих предприятиях задерживали зарплату, а потом заводы и вовсе закрыли, зарабатывал на воротничках. Тогда их носили и девочки на школьной форме, и женщины на платьях.

Сейчас участвую в выставках, ярмарках, где популярностью пользуются мелкие вязаные игрушки - такое рукоделие, как оказалось, в Японии называют амигуруми. Но дети и у нас с удовольствием играют с этими поделками, а взрослые берут их в качестве сувенира, который можно повесить на брелок, например.

Но даже если бы вязание не приносило никаких денег, всё равно не смог бы его бросить.

Связанный с историей

- Помимо миниатюрных игрушек в виде животных, вяжете ещё более крупные куклы. Кто вошёл в эту коллекцию?

- Пока в ней девять персонажей, и каждый занимается своим делом: вяжет, вышивает, валяет валенки, плетёт лапти. В процессе создания ещё гончар и кузнец.

- Все герои в характерной одежде. Её сами придумываете?

- Долго сотрудничал с методическим центром народного творчества, преподавал там. Познакомился с сохранившимися в регионе ремёслами и их хранителями, изучил одежду вековой давности, которую носили местные жители. Завершаю сейчас, например, куклу в новозыбковском костюме. Там рубаха, клетчатая понёва, угол которой будет подобран, два передника - обязательно чёрный и короткий белый, подвязанные браным поясом. Головной убор у дамы тоже характерный - завязанный определённым образом тканый платок, плетение которого имитировал на коклюшках.

Кстати, центр народного творчества уже заинтересовался моей коллекцией мастеров, не исключено, что она станет экспозицией в его музее.

Почему «датский» мастер

- А какая из работ для вас самая ценная?

- Та, которую делаю именно сейчас. Мне всегда кажется, что это шедевр (смеётся. - Прим. ред.). Потом остываю к ней и влюбляюсь в новую. Интересно браться за что-то сложное, необычное, чего ещё не делал. Так, в 2003 году, к 200-летию Фёдора Тютчева, осмелился связать его портрет крючком, который вообще-то не подразумевает такие вещи.

Меня как-то в шутку назвали «датским» мастером, потому работаю от даты к дате. Ещё в 1999-м, к 200-летию Александра Пушкина, связал свитер «У Лукоморья дуб зелёный». В 2012-м, к 200-летию с начала Отечественной войны, связал гусара Дениса Давыдова. А в этом году, в честь 800-летия Александра Невского, создаю его икону, но это уже будет вышивка стежками по типу гравюры.

Возможно, когда-то свяжу коллекцию российских государей, о которых сейчас читаю, - Ивана Калиту, его сына Симеона Гордого и далее - из рода Рюриковичей.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах