Примерное время чтения: 7 минут
873

Солдат, художник, педагог. К 90-летию Виктора Воробьёва

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13 25/03/2015

Говорят, что главная заслуга учителя - его ученики, которые добились успеха или просто выросли хорошими людьми. Но, как ничто другое, греет душу педагога их признательность и благодарность за преподанные уроки. И тогда учитель точно знает, что его труд не пропал даром. Виктор Воробьёв был вправе гордиться своими воспитанниками. Многие из них стали известными художниками, но и те, кто выбрал другую стезю, всегда с теплотой вспоминали учителя. Помнят его и сейчас. Подтверждение тому – письмо из Минска, которое пришло в редакцию «АиФ-Брянск». В набранных на печатной машинке строках художник Владимир ПРОВИДОХИН попросил рассказать о добром человеке и талантливом педагоге - Викторе Воробьёве.

Виктор Воробьёв. Фото: Из личного архива

Лето на Волге

Создатель брянской изостудии родился в 1925 году в Казани. С детства жизнь не баловала Воробьёва. Мама Наталья Алексеевна воспитывала мальчика одна. Уже в юные годы Виктор был чутким и внимательным ко всему. В своей автобиографии он пишет: «В очереди за хлебом ночевали с матушкой, которая работала в ресторане - мыла полы, а я спал на столе или на бильярде. В тридцать девятом году дали нам электрический свет, а то жили в коридоре с керосиновой лампой. Но всё было интересно! Я любил рисовать «от себя» и смотреть на пароходы, Волгу, базары, телеги, лошадей».

Тяга к прекрасному была наследственной. Его дед по матери занимался народными промыслами: лепил глиняные игрушки, вырезал фигурки из дерева. Однажды будущий художник убежал из дому, и всё лето проплавал на пароходах по Волге. Тамошний маляр дядя Вася разглядел в нём способности к живописи и сказал: «Ты, Витька, бросай всё, иди учиться на художника, тебя Бог трогал, ты талант». И Витя Воробьёв пошёл учиться Дом пионеров, а оттуда в первое ремесленное училище. Ни на день не расставался с красками, повсюду носил их с собой. В 1939 году прошла первая выставка 14-летнего художника.

Война без брони

Всё изменила начавшаяся Великая Отечественная война. Воспитанников училища отправили на военный завод. Виктор Васильевич вспоминал, что было очень тяжело, работали сутками до упаду. Заводчанам давали бронь, но это не удержало подростка. Вместе с товарищами он, по своему признанию, «удрал» с предприятия и устроился на курсы кочегаров на железную дорогу. Оттуда юноши в 1942 году ушли добровольцами на фронт. Потом учёба в артиллерийском училище.

Первый бой Воробьёва был в пригороде Конотопа. Мальчишки, они ещё не знали, что такое смерть. Попав под бомбёжку, увидев раненых и убитых товарищей, поняли, насколько всё серьёзно и страшно. В составе 3-го Украинского фронта командир орудия Воробьёв участвовал в форсировании Днепра, боях в Чехословакии. Позже тема войны станет одной из главных в творчестве художника. Много довелось ему увидеть ужасов, человеческого горя и страданий. Из пяти друзей, ушедших воевать, трое погибли. Воробьёв незадолго до Дня Победы получил тяжёлое ранение, после которого долго лечился в госпиталях. Весной 1945-го в родной город вернулся инвалидом.

Путь в искусство

Не простившись с костылями, Виктор стоял в приёмной комиссии Казанского художественного училища – одного из лучших в стране. Талантливого парня сразу приняли. Получив серьёзную подготовку он поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, славившегося своей реалистической направленностью. Здесь было много фронтовиков. После войны все с упорством учились. Дипломную работу Воробьёв посвятил злободневной по тем временам теме - раскулачиванию в деревне. За работу, которую выпускник назвал «Хлеб нашли», он получил высокую похвалу и диплом с отличием. Молодой художник мог поступить в аспирантуру, но решил иначе и приехал по распределению в Брянск.

Студия художника в 1975 году. Фото: Из личного архива

Здесь он сразу стал одним из самых активных участников художественной жизни города, регулярно выставлял свои работы. Но главным делом его жизни стало создание при Дворце культуры железнодорожников изобразительной студии. Тогда, в 1957 году, в областном центре не было ни художественного училища, ни школы. И к Виктору Васильевичу стали приезжать ребята, желающие рисовать. Быстро студия стала местом «постоянной прописки» творческой молодёжи.

Уроки живописи и добра

Будучи в городе единственным профессиональным художником, занимающимся станковой сюжетной картиной, Воробьёв академически подходил и к работе изостудии. Она была оснащена всем необходимым: были и гипсовые слепки, и мольберты, и хороший натюрмортный фонд. Но самое ценное - те знания, которые он давал своим воспитанникам. Виктор Васильевич учил студийцев рисунку, композиции, живописи и всегда повторял, что важно на первых порах овладеть реалистическими приёмами. При этом он не навязывал своё. Воробьёв быстро замечал одарённых детей и помогал каждому из них раскрыться. А потому из его студии вышли совершенно разные художники.

Один из них - Николай ЕНИН, заведующий художественным отделением Брянского областного колледжа музыкального и изобразительного искусства, рассказывает: «Вокруг Воробьёва всегда было много людей, от него исходило тепло, которое притягивало окружающих. Виктор Васильевич был прекрасным рассказчиком, одну и ту же историю он каждый раз передавал по-разному. Его слушали и взрослые, и дети. Да и само обучение проходило через беседу, через рассуждения о том, как и что лучше изобразить. Прошло много лет с тех пор, но я до сих пор помню его уроки и стараюсь так же работать со своими студентами».

Школа Воробьёва была широко известна и за пределами Брянска. Его ученики участвовали в выставках в нашей стране и за рубежом, многие становились лауреатами. За эти успехи в 1965 году студии присвоили звание народной. Ребята, вышедшие из неё, сразу поступали в ведущие художественные вузы.

«Виктор Васильевич был для нас учителем в самом высоком смысле этого слова, - пишет в письме Владимир Провидохин. - Он был беззаветно предан творчеству, а оно было для него не лёгким и красивым занятием, а трудной и строгой работой с личной ответственностью, где необходимо дойти до глубины, до сути. Этому он учил и нас. Мнение мастера всегда много значило, часто к нему приходили за советом не только по изобразительному искусству, но и по житейским вопросам».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах