С февраля в стране и Брянской области, в частности, стартовал эксперимент. По задумке касса не должна пропускать продукцию с истёкшим сроком годности, чтобы люди не могли её купить. Завершить апробацию рассчитывают к августу, а в перспективе правительство хочет распространить этот опыт на все продуктовые магазины. Но не всё так просто.
Молочные реки
По закону «О защите прав потребителей» реализовывать просроченную продукцию запрещено, она должна списываться и уничтожаться, напомнил заместитель начальника областного управления потребительского рынка и услуг Александр Котляров.
В противном случае по статье 14.43 КоАП РФ продавцам грозит штраф, размер которого может доходить до миллиона рублей.
Выиграет ли от нововведений покупатель? Не исключено, что именно на его плечи в конечном счёте и лягут затраты - продавцы включат издержки в стоимость товаров.
Большинство магазинов следит за сроком годности по старинке - сотрудник проверяет каждый товар на прилавке и вручную убирает просроченный. Но усмотреть за всем ассортиментом не всегда получается. Исключить человеческий фактор и призвано новшество.
Оно, правда, пока добровольное. Первой к нему присоединилась одна из крупнейших в стране продуктовых сетей - «Магнит». Региональные компании будут подключаться со временем. А подпадает под такой контроль сейчас только молочная продукция.
«Оцифровывать» её, напомним, начали постепенно с 2021 года, а с сентября 2022-го такой «электронный паспорт» на «молочку» стал обязательным. Маркировка представляет собой специальный штрих-код, на котором зашифрованы все сведения о товаре - изготовитель, место, дата и время производства или продажи. Данные хранятся в государственной информационной системе. Таким образом, стало возможным следить за продукцией на всех этапах - от выпуска до реализации, чтобы исключить из оборота контрафакт.
А поскольку маркировка несёт в себе также информацию о сроке годности товара, её решили задействовать и в борьбе с просрочкой. Но чтобы при сканировании касса не только считала эти сведения, а ещё и автоматически заблокировала продажу негодного к употреблению продукта, она должна иметь специальные настройки, уточнил «АиФ-Брянск» оператор национальной системы цифровой маркировки «Честный знак».
Договориться на берегу
Разработать такое программное обеспечение для своих кассовых аппаратов должен сам бизнес. Частники признаются: они к этому не готовы технически - даже с маркировкой до сих пор возникают сложности.
«Не так давно у нас через «Честный знак» три дня не проходило молоко, - поделилась предприниматель из Жирятинского района Татьяна Кузичева. - Такие же сбои были и в других точках. Думали, проблемы с Интернетом - за пределами райцентра устойчивая связь далеко не всегда поддерживается. А оказалось, что на систему была совершена хакерская атака. На решение этой задачи ушло несколько дней, а молоко - товар повседневного спроса ещё и с небольшим сроком годности. В итоге люди остались без свежего продукта, а мы в убытке».
Чтобы касса считывала маркировку, пришлось потратиться на сканер. А теперь нужно нанимать ещё и «айтишника», чтобы он запрограммировал оборудование на блокировку просрочки. Небольшим магазинам такой специалист не по карману, да и где его брать?
«У нас в городе хорошего «айтишника» днём с огнём не сыщешь даже за серьёзную зарплату, что говорить про районы, - отметила бизнесмен из Стародуба Елена Дашкевич. - Федеральным сетям мы, конечно, не конкуренты, в том числе и по программному обеспечению».
Впрочем, если инициатива всё же станет обязательной, даже малому бизнесу придётся вложиться в такое техническое перевооружение. Но выиграет ли от этого покупатель? Не исключено, что именно на его плечи в конечном счёте и лягут затраты - продавцы включат издержки в стоимость товаров.