Примерное время чтения: 11 минут
954

Время первых. Юрий Клюев об учителях-первопроходцах брянского лицея

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. Брянский выпуск 08/12/2021
Первые учителя лицея заложили традиции, которые почитает и новое поколение учеников и педагогов, многие из которых выпускники учебного заведения.
Первые учителя лицея заложили традиции, которые почитает и новое поколение учеников и педагогов, многие из которых выпускники учебного заведения. АиФ

Мы уже рассказали об Антонине Семёновне Курасовой - основателе и первом директоре первого Брянского городского лицея имени А. С. Пушкина. Сегодня же речь пойдёт о команде её единомышленников, помогавших ей запустить такую серьёзную образовательную машину, которая разрослась в целый микрорайон со своим пансионом, сквером, стадионом и Домом спорта.

В 90-е формат такого учебного заведения был в новинку для страны. И брянские педагоги стали одними из первопроходцев. По их собственному признанию, в лицей они пошли не из-за престижа элитной школы, а из-за доверия к Антонине Семёновне, на тот момент директору школы №54, и из-за желания участвовать в её смелом и очень нужном проекте.

Нынешний директор лицея Юрий Алекcандрович Клюев проводит аналогию с отечественным фильмом «Время первых» о космической гонке. Таким Гагариным для брянского образования он считает Антонину Семёновну Курасову. Но и её соратники совершили настоящий подвиг. Среди них были и уже маститые педагоги, и только делающие первые шаги в профессии, а сегодня и они настоящие мэтры. Со многими из этих людей ему посчастливилось работать. О них он рассказал подробнее.

Готовность номер один

Конечно, символом учебного процесса в лицее является заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заслуженный учитель РФ, учитель математики Татьяна Петровна Марусова. Её девиз можно определить как готовность номер один - не уложиться в отведённые сроки она не способна по определению. А на ней, как на человеке, который координирует общий учебный процесс, всегда лежит много задач. Я радовался, когда она приходила ко мне на уроки, потому что понимал: будет подробный анализ. Даже если казалось, что всё прошло хорошо, по её строгим, но доброжелательным замечаниям понимал: есть ещё над чем работать. Она всегда преподавала в медицинских классах и подготовила очень много блестящих выпускников - сколько поколений лицеистов говорят добрые слова в её адрес!

Тоже могу сказать и о заслуженном учителе, преподавателе математики Валентине Григорьевне Воскобойниковой, бывшей завучем и в школе №54, и в лицее в первый год его работы. Её отличает необыкновенная порядочность и безукоризненный стиль. Уроки просто эталонные, на них и я многое для себя почерпнул как специалист, что уж говорить об учениках, которые тоже до сих пор выражают ей свою благодарность. Сейчас Валентина Григорьевна находится на заслуженном отдыхе, но связи с лицеем не теряет.

Говоря о математиках из первой плеяды лицейских учителей, нельзя не вспомнить о Нине Дмитриевне Самсоновой и Нине Николаевне Барановой. С Ниной Николаевной я, правда, лично не был знаком, но наслышан о ней от выпускников и коллег. А с Ниной Дмитриевной выпускал не один класс.

А к Алексею Алексеевичу Кащееву в его физико-математический класс я попал, когда только пришёл работать в лицей. Это добрейшей человек, способный объяснить на пальцах что угодно, касающееся математики. Его фирменным знаком всегда была конфетка, которую он даёт за отличный ответ или дарит детям, просто идя по коридору. Вместе с Валентиной Григорьевной Воскобойниковой они были первопроходцами в преподавании информатики. Немного позднее в лицей пришла Ольга Ивановна Тюкачева, глубиной знаний которой восхищаются даже маститые преподаватели МГУ, уникальный человек и учитель.

Татьяна Анатольевна Кавецкая сейчас преподаёт физику в Краснодарском крае, а один из своих первых открытых уроков я давал в лицее в её классе, и чтобы ребята пришли к ней не в галстуке и белой рубашке - такого быть не могло! Хорошо помню в их исполнении «Марш студентов-физиков» Высоцкого, который они сделали гимном своего профиля.

База для исследований

Близкая мне кафедра химии и биологии. Выдающийся химик - Юрий Алексеевич Макеев. Сейчас он живёт в городе Хьюстоне штат Техас. Ему лицей обязан химической лабораторией, созданной для серьёзных научных исследований. Эту его идею поддержала Антонина Семёновна Курасова, и второй такой базы и по сей день в регионе нет. Интересная история: у Юрия Алексеевича и ещё одного учителя химии Марины Григорьевны Рулинской был общий ученик - Павел Трошин, выпускник 1994 года, победивший тогда на российской олимпиаде по химии и международной Менделеевской олимпиаде. Рулинская вела у него этот предмет, а Макеев занимался с ним исследованием фуллеренов - особых соединений углерода с пяти- и шестиугольными гранями, которые по форме напоминают футбольный мяч. По ним Павел защитил диссертацию, как и его наставник. А недавно, 30 ноября, диссертацию по фуллеренам защитила уже моя ученица Ольга Краевая под руководством Павла Трошина. Круг, так сказать, замкнулся.

Возвращаясь к Марине Григорьевне, которая и сейчас у нас преподаёт. Она самые сложные вещи может объяснить простым языком. Но за этой кажущейся лёгкостью скрыта большая глубина. Не знаю, какую книгу она не прочла, будь то классики или современники... Необыкновенный кругозор - это вообще особенность наших учителей естественных наук.

Биолога Юлию Вячеславовну Филичеву считаю художником крупных мазков, многие вещи она очень хорошо видит по части целых тенденций. На конкурсе «Учитель года» она была моим зеркалом: если делал что-то неправильно, когда готовился к какому-то испытанию, указывала мне на это, но корректно и тактично, чтобы не сломать мой настрой. К ней за советом может прийти любой педагог независимо от того, какой предмет он ведёт.

Много тёплых слов могу сказать и об учителе биологии Ольге Анатольевне Сосновской, у которой проходил педагогическую практику. Это человек, который идеально сочетает чётко выстроенную методику преподавания с необыкновенной глубиной знаний и их яркой и лёгкой подачей.

Кстати, про методику. Чтобы понять, как на практике включить и выключить её в нужное время, необходимо побывать на занятии у учителя биологии Ирины Васильевны Польской, которая прекрасно знает, что такое хронометраж урока. Таких детализированных, безукоризненных, педантичных в лучшем смысле этого слова подходов я не встречал. Она суперорганизованный человек и, кстати, ученица Антонины Семёновны. В разрезе методики и подачи также особых похвал заслуживает Наталия Александровна Жильцова. Её уроки географии насыщенные, плотные, с очень быстрым темпом, но при этом дети успевают его уловить. Это её необыкновенное умение, высший пилотаж. А в лицей она пришла в середине 90-х, будучи студенткой 4-го курса ЕГФ.

Но мэтром и старейшиной нашей кафедры естественников была Элла Ивановна Сычёва. Вот уж поистине патриот и профессии, и лицея. Сколько ярких уголков она подарила лицею - зал выпускников, аквариумы, наша знаменитая клетка с попугаями - она вдохновитель этих дел. К сожалению, год назад Элла Ивановна ушла из жизни.

Выпускница школы №54 и ученица Антонины Семёновны Курасовой также Эллада Юрьевна Сероусова, а ныне учитель истории. Это ярко выраженная эрудитка с аналитическим складом ума, безумно интересный собеседник и очень результативный учитель как в разрезе олимпиад, так и единого госэкзамена.

Безусловно, все наши учителя достойны отдельного внимания, и о них можно говорить бесконечно, но вернёмся к той команде, которая начинала работать в лицее в самые первые его годы.

Надежда Александровна Пузанова трудилась не в школе №54, а в школе №10, которая потом стала вторым лицеем. А в первый лицей пришла на заре его истории. Это тоже мэтр, мастер с большой буквы, способный вести подряд пять открытых уроков русского языка и литературы. Она выпускница филологического факультета МГУ и последняя инстанция, к которой наши русоведы обращались за истиной по спорному моменту.

С особой теплотой вспоминаю о Людмиле Петровне Чихирькиной, тоже учителе русского языка и литературы. Она у нас давно не преподаёт, но помню, как она работала со своими детьми. Они глубоко знали предмет, и я это почувствовал, когда готовился с ними к проекту по музыкально-литературной гостиной. В её гуманитарном и академическом классах 2012 года выпуска было до трети 100-бальников по русскому языку. Поразительные результаты по этому предмету лицею приносят Елена Владимировна Есликова и Вера Тихоновна Сухицкая, которые в лицей пришли немного позднее, но ещё в старое здание около автовокзала. Хочу отметить Аллу Яковлевну Селифонову, заслуженного учителя РФ, учителя истории. Это просто ходячая энциклопедия по предмету. Она основала у нас исторический клуб «Хронос». Но вот уже год находится на заслуженном отдыхе. Не хотим докучать ей частыми звонками, но скучаем без неё. Хотя о ней нам постоянно напоминают её внуки, двое из которых сейчас учатся в лицее.

Время для творчества

Елизавета Михайловна Хандыго, на мой взгляд, самый лучший учитель немецкого языка на Брянщине и заслуженный учитель РФ. Необыкновенная начитанность и образованность! Общаясь с ней, ты видишь уровень, всегда задающий высокий тон и небывалую планку. Этот человек - подарок судьбы не только для нашего лицея, но и всего региона.

Среди лидеров в преподавании английского языка - Лариса Михайлова Хохлова, также заслуженный учитель. У неё такой, скорее, американский акцент, в том числе потому, что она стажировалась в Америке, в городе Шарлотте штат Северная Каролина. Даже когда она говорит на русском, мы чувствуем эту тенденциозность через назальные звуки, поскольку она всё время поддерживает свой английский в форме. Она креативная, артистичная, всегда с какой-то изюминкой. Мне кажется, если бы Лариса Михайловна ушла в актёрство, то стала бы второй Фаиной Раневской.

А первый медицинский класс в лицее выпустила также учитель английского языка, а затем уже и завуч Ольга Вилениновна Платонова. С ней лично я познакомился недавно. Сейчас она живёт в Москве и преподаёт в МГУ. Мэтрами английского также являются Людмила Александровна Буцукина и Татьяна Николаевна Дмитренко, которые пришли в лицей немного позже.

Если говорить про французский язык, то это Зоя Николаевна Барсукова, уроки которой всегда зрелищные, запоминающиеся. Не случайно она лауреат конкурса «Учитель года» в Брянской области. Сейчас она заместитель директора и курирует пансион «Орбита».

Гагариным для брянского образования и лицейского движения стала Курасова. Но и её соратники совершили настоящий подвиг, отправившись с ней в неизвестность.

Валентина Петровна Никитина долгие годы заведовала у нас библиотекой. К сожалению, она ушла из жизни в 2017 году, но породила такой проект, как «Уроки Пушкина» или «След Пушкина на Брянщине», и посвятила весь свой талант тому, чтобы дети перенимали с любовью эти знания, вкладывала в них свою душу. Ко всему прочему, она была не только прекрасным литератором, но и историком. Внесла огромный вклад в развитие лицея и тоже пришла в него из школы №54.

Наш творческий учитель физкультуры Сергей Владимирович Кирюхин сейчас в лицее не работает, но живёт и здравствует. Увы, нет возможности общаться с ним так активно, как раньше. Это призёр всесоюзных соревнований по атлетике, человек, который мог по стойке «смирно» построить целый полк. При этом он прекрасный звукорежиссёр. Когда мы с ним давали совместные концерты, мне было важно его мнение: как я сказал, как спел? Потому что он тонко всё это чувствует. И когда после одного концерта он заявил: «Вот сейчас было хорошо!», я подумал: «Значит, действительно хорошо, раз Владимирович сказал». Любимейшим учителем физкультуры был ещё и Евгений Григорьевич Борисов. Интеллигент, душа наших физруков. Сейчас в лицее учится его внучка, а его дочь Екатерина победила в российской олимпиаде по экологии. А учитель физкультуры Оксана Васильевна Филинкова вошла в пятёрку российского этапа конкурса «Учитель года-1996».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах