Примерное время чтения: 8 минут
410

Химия между людьми. Юрий Клюев о том, как просто обучить сложному предмету

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Брянский выпуск 17/11/2021
Сегодня обучение становится метапредметным, на стыке наук. То есть та же химия пронизана уже философскими, общечеловеческими смыслами, что и позволяет ей попасть в самое сердце.
Сегодня обучение становится метапредметным, на стыке наук. То есть та же химия пронизана уже философскими, общечеловеческими смыслами, что и позволяет ей попасть в самое сердце. / MasterTux / pixabay.com

Пожалуй, для 90% школьников химия и физика звучит как приговор. Но даже эти непростые науки можно объяснять доходчиво и интересно, считает директор Брянского городского лицея №1 имени А. С. Пушкина Юрий Клюев.

О современных требованиях к образованию и учителям мы с ним и поговорили.

Звучит гордо

Евгения Петровская, «АиФ-Брянск»: Юрий Александрович, расскажите для начала, сколько в лицее учителей?

Юрий Клюев: Всего 94 педагога вместе с воспитателями, которые работают в пансионе. У нас высококлассный коллектив - 11 сотрудников имеют звание «Заслуженный учитель России», почти три четверти - почётные работники общего образования, воспитания и просвещения, многие награждены грамотами Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения, а двое - благодарностью президента.

- А как, помимо благодарностей, власти поддерживают таких специалистов?

- 22 учителя из нашего лицея получили гранты президента страны. Большое значение имеет и последнее решение регионального правительства о повышении зарплаты всем категориям педагогических работников, то есть речь не только об учителях, но и о педагогах дополнительного образования, методистах, педагогах-организаторах. К ставке им теперь доплачивают пять тысяч рублей, за полторы ставки - 7,5 тысячи. Ранее мы с вами говорили о том, что в 90-е и нулевые годы произошёл отток учителей из профессии, особенно в сёлах. Полагаю, теперь ситуация изменится, но нужно время. Способствуют этому программы развития образования, по которым сегодня ремонтируют и оснащают школы.

94 педагога в первом городском лицее. 11 имеют звание заслуженного учителя РФ, ¾ - почётного работника общего образования, воспитания и просвещения, грамоты от Министерств образования и просвещения.

- Помогло это насытить кадровый голод?

- Думаю, отчасти. Нужно время. Не везде ещё, конечно, хватает специалистов, и это характерно для всей страны. Особенно в дефиците учителя физики - многие, кто в ней силён, уходят в науку, как правило. Но у нас в лицее, считаю, один из лучших в регионе учитель по этому предмету, хотя и молодой - Яна Николаевна Полесская. Два года назад она прошла отбор и в двадцатке лучших из СНГ попала в Женеву для работы на Большом адронном коллайдере, где им читали лекции нобелевские лауреаты. Конкурс был очень жёстким, по сути, международная олимпиада по физике среди учителей.

- А где у нас готовят будущих учителей?

- Главным, естественно, остаётся наш БГУ. Есть ряд педколледжей. У нас в лицее, к примеру, трудится выпускница Санкт-Петербургского педагогического университета имени А. И. Герцена Татьяна Юрьевна Сарамуд, вернувшаяся после обучения из Северной столицы на малую родину преподавать историю. Скоро должна защитить кандидатскую диссертацию.

На стыке наук

- В лицее дети проходят раннюю профилизацию, как удаётся заинтересовать их непростыми дисциплинами?

- Любой учитель должен мотивировать детей узнавать предмет. А если у него у самого глаза не горят, то как он зажжёт искру в других?

Как писал Роберт Рождественский, «не на словах, а по вещей традиции, которая завтрашней жизни под стать. Учителем надо будет родиться и только после этого - стать». То есть учитель - это, с одной стороны, призвание, а с другой - серьёзная работа над собой. Педагог сам должен каждый день учиться, делать открытия сначала для себя, а потом для других.

Встреча президента с финалистами конкурса «Учитель года - 2018». Юрий Клюев - победитель заключительного этапа - на фото пятый слева. Абсолютным победителем тогда стал преподаватель обществознания из Грозного Алихан Динаев - второй справа.
Встреча президента с финалистами конкурса «Учитель года - 2018». Юрий Клюев - победитель заключительного этапа - на фото пятый слева. Абсолютным победителем тогда стал преподаватель обществознания из Грозного Алихан Динаев - второй справа. Фото: kremlin.ru

Методика удивления. Так, механизм действия катализатора можно объяснить притчей о 18 лошадях... А в романе «Отверженные» Виктор Гюго, наоборот, в самый драматический момент, когда герой стоит на пути добра и зла, сравнил его душевное смятение с химическим процессом: «Так или иначе, но это последнее злодеяние оказало на него решающее действие: оно внезапно прорезало хаос, царивший в его уме, рассеяло его и, отделив всё неясное и туманное в одну сторону, а свет - в другую, воздействовало на его душу в том состоянии, в каком она тогда была, так же, как некоторые химические реактивы действуют на мутную смесь, осаждая один элемент и очищая другой».

Сегодня обучение становится метапредметным, на стыке наук. То есть та же химия пронизана уже философскими, общечеловеческими смыслами, что и позволяет ей попасть в самое сердце. Один из моих мастер-классов назывался «В поисках парадоксов», где мне довелось выступать дуэтом с абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года -1992» Артуром Викторовичем Зарубой - прекрасным музыкантом, учителем музыки. Он аккомпанировал, а я пел арию князя Игоря из одноимённой оперы Александра Бородина. Это было про то, как в человеке сочетается дар музыканта, химика, медика - вот таким был Бородин.

- Это уже после участия в 2018 году в конкурсе «Учитель года», где вы стали победителем заключительного этапа, попав в пятёрку лучших?

- Да, у нас потом был большой тур по стране.

Дружбе не помеха

- Расскажите подробнее про само состязание.

- На «Учителе года» соревнуются 85 человек - по представителю из каждого субъекта России. Председатель жюри - ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий; среди судей и народный учитель России, директор школы №548 «Царицыно», которую исторически называют царицынским лицеем, Ефим Лазаревич Рачевский; и основатель, а сейчас председатель совета Академической гимназии №56 в Санкт-Петербурге, кавалер ордена Почёта Майя Борисовна Пильдес; и известный своим подходом к инклюзивному обучению в Москве Евгений Александрович Ямбург; и классик нашей педагогики, который со своей концепцией гуманной педагогики в 90-е не сходил с уст студентов, - Шалва Александрович Амонашвили. В этом году ему исполнилось 90 лет. Три года назад на конкурсе он поразил меня своей проницательностью.

Так, одним из заданий было проведение классного часа, на подготовку к которому дали 20 минут. Мне досталась тема «Как должен выглядеть современный учебник». Я разбил ребят на две группы - одна представляла электронный, а вторая бумажный вариант. Но по ходу у меня начались сомнения - уж очень сухо, неярко… И Амонашвили, видимо, считал по глазам моё состояние, а после подошёл со словами: «Ярким ты был вчера на мастер-классе, а сегодня я хотел увидеть детей, а не тебя, и как хорошо, что ты сегодня был в тени». Для человека, который стремится совершенствоваться в профессии, большая честь просто увидеть таких людей, а на конкурсе ещё можно получить от них наставления.

К тому же благодаря конкурсу у меня и после 30 лет появились новые друзья, несмотря на то, что на «Учителе года» мы с ними конкурировали.

- Причём они уже побывали на Брянщине на фестивале «Парад звёзд».

- Да, я озвучил идею на приёме у губернатора, и меня тут же поддержали. Два года подряд к нам на три дня приезжали победители, лауреаты, призёры конкурса. А в прошлом году из-за пандемии провели его в онлайн формате и собрали огромную аудиторию - 33 региона. Опыт хороший, но мы решили придерживаться всё же живого общения, и в этот раз из-за ограничений перенесли фестиваль предварительно на весну. А так в ноябре уже обычно к нему готовились.

- Деньги на проведение выделяет регион?

- Да, получаем бюджетные ассигнования. За это большое спасибо правительству Брянской области и департаменту образования. Совсем недавно лицей разработал и уже активно реализует программу пединтернатуры - программу для мотивации педагогов, и «Парад звёзд» позволяет им видеть, к чему надо стремиться.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах