В связи с поступающими жалобами предпринимателей в адрес антимонопольного органа на рекламу, размещаемую конкурентами, заместитель руководителя - начальник отдела естественных монополий и рекламы Наталья Новикова обращает внимание рекламодателей и рекламораспространителей на следующее.
В настоящее время среди хозяйствующих субъектов пользуется популярностью контекстная реклама, распространяемая через личные кабинеты поисковых систем Яндекс и Google. Контекстная реклама — это вид рекламы в интернете, которая подстраивает содержимое рекламы под контекст содержимого страницы, а также предпочтений пользователя. При размещении рекламодателями в Яндекс и Google рекламы поисковые системы анализируют запросы пользователя, и сами подбирают предложение, исходя из контрольных слов/словосочетаний, указанных рекламодателем рекламного объявления, для показа.
Например, если рекламная сеть знает, что Вы в последнее время искали велосипеды, а сейчас находитесь на сайте с популярными веломаршрутами, система может сделать вывод, что вам может быть интересно получить рекламное предложение с велоаксессуарами для дальних поездок или страховку для велотуристов. «Нужная и умная» реклама и появится на Вашей страничке.
Часто компании для настройки контекстной рекламы в качестве ключевых слов по запросам потребителей указывают данные об аналогичных конкурирующих компаниях: потенциальный потребитель ищет товары определенного продавца или производителя, а поисковая система выдаст рекламу аналогичного товара конкурента.
Ключевые слова представляют собой технический параметр (критерий), устанавливаемый рекламодателем в интерфейсе рекламной кампании. Показ пользователям рекламных объявлений в системе Яндекс и Google осуществляется с учетом целого ряда критериев, таких как: цена за клик, кликабельность, коэффициент качества, тематика осуществленных пользователем ранее поисковых запросов, а также ряда технических критериев, лишь одним из которых являются ключевые слова.
Для каждого объявления рекламодатель может выбрать множество ключевых слов. Ключевые слова могут представлять собой свободное слово или словосочетание или обозначение, сходное до степени смешения с каким-либо товарным знаком. Одно и то же ключевое слово может быть выбрано для нескольких объявлений одного рекламодателя, а также для объявлений разных рекламодателей. Ключевые слова не являются частью рекламы, они - одно из условий показа рекламных объявлений.
Пока закон не содержит специальных требований к ключевым словам, полностью или частично совпадающим в том числе со средствами индивидуализации. Однако антимонопольный орган напоминает о действии запрета использовать непосредственно в рекламе чужие средства индивидуализации, а также распространять рекламу своих товаров под видом рекламы другого продавца или производителя. Такая реклама может быть рассмотрена антимонопольным органом на предмет недостоверности сведений. При выявлении случаев распространения ненадлежащей рекламы антимонопольным органом будут возбуждаться дела в отношении рекламодателей с наложением административных штрафов.