О том, как брянскому сельскому хозяйству преодолеть проблемы роста и выйти на новый уровень, рассказал председатель Брянского отделения «Опоры России» Виктор Гринкевич.
У каждого своя ниша
«АиФ-Брянск»: Виктор Григорьевич, победные реляции на «Дне брянского поля» не оставляют сомнений: сельское хозяйство региона показывает изумительные результаты. Но что-то и брянской продукции на полках гипермаркетов не видно, и многие фермеры скорее бедствуют, нежели процветают. Можно как-то улучшить ситуацию?
Виктор Гринкевич: А почему вы думаете, что брянский картофель должен продаваться именно в Брянске? Перед экономикой такой задачи не стоит. Задача произвести товар и продать его с прибылью. Если кто-то умудряется продавать зерно или картофель в Австралию - молодец. Удаётся с прибылью сбывать? Отлично!
Разве в брянских магазинах наблюдается нехватка сельхозпродукции? Не хватает хлеба, молока, овощей? Хватает. Окажется, что сельхозпродукция в дефиците - сработают законы рынка, и местные сельхозпроизводители начнут продавать свою продукцию в регионе.
Что же касается отдельных фермеров, которые сейчас проигрывают конкурентную борьбу, то для них есть способ повысить свою конкурентоспособность. Но нужно понимать, что в конкурентной среде победителями не смогут быть все «поголовно» - всё равно будут лидеры и аутсайдеры.
- Но сейчас мелкому предпринимателю приходится конкурировать с крупными предприятиями…
- Так было всегда, и всегда фермер находил свою нишу. Даже советская власть не смогла уничтожить желание человека самому что-то производить и продавать. И так называемое огородничество порой достигало серьёзных объёмов. В Брянской области у многих были огороды по полгектара, к их обработке привлекали колхозную технику. И люди на себя работали лучше, чем на колхоз.
В других регионах «советское фермерство» было ещё более масштабным. Например, на Кавказе всегда были свои сады, люди не только выращивали, но и успешно продавали мандарины, грецкие орехи.
Всё это было или нелегально, или полуофициально. Считалось, что человек продавал излишки со своего огорода. Слово «фермер» или тем более «предприниматель» не произносилось вслух.
Выдержать конкуренцию
- Но с началом капиталистической эры это положение кардинально изменилось ...
- Когда страна вошла в рынок, легализовав частную собственность и частное производство, самыми эффективными оказались как раз маленькие хозяйства. Благодаря их мобильности, готовности меняться они успешно конкурировали с крупными. Кроме того, на больших колхозах и совхозах висела социалка - Дома культуры, лечебные учреждения, школы, детские сады. Содержать всё это за свой счёт для многих оказалось невозможным. Плюс колхозы в подавляющем большинстве были не эффективны - слишком низкая производительность труда.
Но все производители были поставлены в жёсткие безгосударственные условия, многие вчерашние лидеры продержались совсем недолго - большинство руководителей оказались не готовы к самостоятельному плаванию.
А вот маленькие хозяйства, наоборот, вздохнули свободно. И на первом этапе выбились вперёд те, которые знали рынок, - они же уже работали на рынке, правда, только «на колхозном рынке».
- Когда и почему ситуация стала меняться?
- Когда забрали на содержание бюджетов социалку. Те крупные хозяйства, которые сумели выжить, - у них был определённый финансовый «подкожный жирок» - получили возможность развиваться.
На втором этапе бизнес воспроизвёл все цепочки - от производства до продажи. Фермеры были и агрономами, и коммерсантами, и инженерами по переработке. И они сами вели планирование всех процессов. Но это смогли сделать далеко не все, и именно тогда началось массовое разорение сельхозпроизводителей, появилась свободная земля, начали зарастать поля.
Но самые удачливые и мудрые, воспользовавшись этим, стали расширяться - покупать землю, технику.
- Именно они, эти удачливые, выросли в агрохолдинги?
- Нет. На третьем этапе в сельское хозяйство зашли крупные аграрные структуры. Именно зашли, потому что большая часть этого бизнеса работала до того на других рынках. Чаще всего - на перепродаже импортной сельхозпродукции. Заработанные на торговле капиталы перетекли в сельское хозяйство.
Государство выделило средства и оказало поддержку для создания больших аграрных холдингов. И это было правильное решение, которое обеспечило продовольственную безопасность России.
У крупного бизнеса был совершенно иной подход - не от выращивания к продаже, а на-оборот. Логическая и логистическая цепочка выстраивалась от востребованного на рынке товара. Проще говоря, сеять стали только потому, что они знали, где востребовано то, что вырастет. И холдинги стали создавать вертикально интегрированные структуры - от земли до магазина.
Именно тогда, когда пришли настоящие предприниматели, знающие работу на рынке, начался настоящий подъём. Но у малого аграрного бизнеса начались проблемы - выдержать конкуренцию оказалось не так просто.
Работать вместе
- И что же им делать? Признать поражение и уступить место под солнцем тиранозаврам рынка?
- Посмотрите на европейский опыт. Там множество мелких фермеров, и они не просто выживают, а процветают, выдерживая конкуренцию с международными агрохолдингами.
А у нас извечный антагонизм производителя, переработчика и продавца приобретает нездоровые формы. Вместо того чтобы создавать совместные мощности для переработки и хранения сельхозпродукции, каждый хочет перехитрить каждого.И от этого никому никакой пользы. На данный момент в России интеграционные процессы ещё слабы, но выход один - расширять их, объединяя сельхозпроизводителей вокруг ядра переработчиков.
Мы начинаем работать с предпринимателями на селе. Это предпринимательство носит специфический характер.
- С чего начать?
- Так исторически сложилось, что для фермеров создавались свои отраслевые объединения. Но фермер - тоже предприниматель. Кто-то производит свой продукт на заводе, а кто-то - на земле. И думаю, фермерам нужно становиться предпринимателями в полном смысле, расширять зону интересов и зону влияния, объединяясь с «не сельским» предпринимательским сообществом.
- Хорошо, но готова ли «Опора России» принять сельских бизнесменов на правах полноправных членов?
- Вне всяких сомнений. «Опора России» и возникла как структура, содействующая стратегическому развитию и интеграционным процессам. У фермеров есть проблемы? Так наша организация как раз создавалась для защиты интересов предпринимателей.
Кроме того, одна из функций организации - поддерживать канал коммуникации, донося информацию «с земли» до центров принятия решения и руководства страны. У нас фермеры могут рассказать о проблемах, получить поддержку и информацию, необходимую для дальнейшего планирования. А от того, что мелкий предприниматель, работающий на селе, повысит свою конкурентоспособность, выиграют все - и бизнес, и регион, и потребитель.