Примерное время чтения: 8 минут
173

Особо важное здание. Брянский краевед об архитектуре - летописи поколений

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Брянский выпуск 25/01/2023
«Раньше молодёжь изучала историю родного края. Это было как хобби - должен же человек иметь какое-то увлечение», - считает Евгения Ильченко.
«Раньше молодёжь изучала историю родного края. Это было как хобби - должен же человек иметь какое-то увлечение», - считает Евгения Ильченко. Фото автора

Прошлый 2022-й был Годом культурного наследия. Символично, что в его завершение наконец вышел в свет альбом «Хранители нашего наследия», приуроченный к 55-летию Брянского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Это первый сборник, описавший историю организации. Использованные при его создании архивные документы и фотографии ранее нигде не публиковались. Познакомиться с изданием можно в библиотеках города и области.

О том, как менялось отношение общества и властей к своему культурному коду, рассказала член ВООПИиК, краевед Евгения Ильченко.

Эпоха возрождения

Елена Дорошенкова, «АиФ-Брянск»: Евгения Семёновна, почему в 1965 году появилась такая общественная организация?

Евгения Ильченко: Вы прекрасно знаете, как пострадала наша страна в Великую Отечественную войну. А Брянщину, можно сказать, вообще сравняли с землёй. Требовалось поднять её из руин. И стартовала большая программа. Много зданий возродили именно в их историческом облике. Например, бывшую женскую гимназию, которая находится у Круглого сквера. Построили её в 1907 году по проекту брянского архитектора Николая Лебедева. В своё время он преподавал в строительном техникуме. А «институт благородных девиц» сделал в своём излюбленном новорусском стиле. По задумке яркая постройка должна была украсить маленький серый уездный город. Этот образец архитектуры и сегодня вызывает восхищение. А другие постройки претерпели изменения. Так, здание драмтеатра, некогда созданное в стиле конструктивизма, переделали в духе советской неоклассики - модном в 1950-е направлении, утверждённом на государственном уровне.

Больше 2200 памятников архитектуры находятся под госохраной. Но не все объекты культурного наследия ещё учтены. Помочь в поиске таких образцов старины могут местные жители.

Но бесхозными оставались храмы. Помню, разрушенные, они выглядели как гнилые зубы посреди только отстроенного и утопающего в зелени Брянска. Но тогда и какая антирелигиозная пропаганда была - не разрешалось молиться, ходить в церковь! Храмы, построенные в XIII, XVI веках, использовали как хозобъекты - в качестве складов для зерна, силикатных удобрений. В некоторых святынях размещались морги. Тем не менее эти здания тоже требовалось восстанавливать. Тут подключились учёные. Академик Дмитрий Лихачёв ратовал за то, чтобы появилось объединение, которое содействовало бы государству и обществу в сохранении истории. Это он задался вопросом: какую память мы оставим после себя потомкам?

Так, в Москве и был создан центральный совет ВООПИиК, а на местах - первичные организации. Причём действовали они не только в Брянске, но и в каждом районе области и почти в каждом учреждении. И хотя ещё в 1947 году в федеральный список объектов культурного наследия вошли три культовых сооружения Брянщины - Свенский монастырь, Свято-Покровский собор на Покровской горе в областном центре и Вознесенская церковь с колокольней в Почепе - реконструкция их началась только в конце 1970-х именно с подачи брянских активистов. Долгие годы в том же Свенском монастыре размещался детский дом и колонии. Интересный факт вычитала в документах - находившийся на территории монастыря Успенский собор, недавно отстроенный заново, взорвали в 1930 году потому, что не хватало кирпича для интенсивного строительства детских садов, школ, жилых домов.

Фото: Брянское региональное отделение ВООПИиК

Многое в 1960-90 годы восстановили по проектам талантливейшего архитектора Василия Городкова. К примеру, от Петропавловского монастыря, который находится в районе гостиницы «Брянск», тогда оставалась одна Введенская церковь, причём испорченная надстройками. И когда Городков исследовал её, то оказалось, что у собора должен быть совсем другой вид и стиль. А ещё он участвовал в экспедициях по всей области и делал обмерные чертежи храмов, которые уже погибали. По ним их позже и возрождали.

Кстати, Василий Николаевич был моим преподавателем. Он и вложил в меня любовь к архитектуре. Архитектором я, правда, не стала, но увлечение историей градостроительства, желание сохранить эти памятники несу через всю жизнь. Теперь понимаю, насколько это было важно - заинтересоваться историей города ещё в молодости. Успела собрать и передать в библиотеку большую коллекцию фотографий. Домов, которые запечатлены на них, уже нет, но они остаются на снимках вместе с духом предков. Без этой истории не существует страны.

От коллективизма - к индивидуализму

 - А вы когда вступили в общество?

- Когда оно появилось, я училась в институте. И нам предложили или приказали (смеётся. - Прим. ред.) вступить в эту добровольную общественную организацию. И все поголовно стали её членами, платили взносы - мы как студенты по две копейки, другие больше. На эти средства организация и существовала, и даже платила зарплату сотрудникам.

- В перестройку всё рухнуло?

- В 90-е Василий Николаевич по состоянию здоровья ушёл с поста председателя. Назначили нового. Но с изменением строя всё стало сходить на нет - общественные организации уже никого не интересовали и практически исчезли к «нулевым». В 2002 году сын Василия Николаевича Александр Васильевич Городков пытался восстановить общество, но ему не выделили помещение. Лишь в 2015 году силами людей, небезразличных к судьбе родного края, вновь было создано региональное отделение ВООПИиК.

Так выглядело здание нынешнего драмтеатра в начале 1942 года, в период оккупации, и в ноябре 1957-го.
Так выглядело здание нынешнего драмтеатра в начале 1942 года, в период оккупации, и в ноябре 1957-го. Фото: Фото предоставил Кирилл Гришин

- Как понимаю, таких инициативных жителей - единицы.

- По спискам в организацию входит 20 человек, из них активных - половина. А в лучшие времена только в Брянской области счёт доходил до 300 тысяч человек! Вся эта «армия» была занята учёбой, основной работой, но находила время и на такую, как бы сейчас сказали, волонтёрскую деятельность. Для нас это было хобби - должен же человек чем-то увлекаться.

Пора объединяться!

- Желающих к себе принимаете?

- Конечно, вместе ведь можно сделать больше. Наша область изобилует памятниками архитектуры - только официально их свыше 2200, но многие ещё не учтены. А по закону любой житель имеет право написать заявление о постановке на учёт того или иного здания в качестве объекта культурного наследия. Это очень интересно - находить и спасать такие образцы старины.

- А за счёт чего сейчас существует организация?

- Раньше было достаточно денег и в местном, и в московском представительстве. Теперь возможность получить финансирование одна - выиграть грант, причём сделать это очень сложно. Первый грант мы получили в 2017 году и разработали семь авторских пешеходных экскурсий, бесплатных для людей. Брянцы, прожившие в городе не одно десятилетие, увидели его другими глазами. Благодаря следующему гранту отремонтировали в Овстуге здание музея, построенное в начале XX века из кирпича разрушенной усадьбы Фёдора Тютчева - такая вот преемственность. Сам музей был обогащён новыми экспонатами. В том же Овстуге восстановили и водяную мельницу - она теперь действующая, а внутри организован музей.

- Раньше всё принадлежало государству - оно и восстанавливало здания, храмы. Теперь РПЦ и самостоятельно поддерживает свои владения. А вот многие исторические постройки так и стоят мёртвым грузом. Каковы шансы их спасти?

- К сожалению, средств на реставрацию памятников архитектуры нет, поэтому власти и решили продавать или сдавать их в аренду. Но в Брянске это ни к чему не привело - те особняки вдоль лестницы  на бульваре Гагарина (бывшей Рождественской горе), которые приобрели разные организации, так и стоят разрушенными. Мы обращаем на это внимание, собственников штрафуют - а толку? И это несмотря на то, что Рождественская гора имеет статус достопримечательного места - памятника градостроительства и архитектуры регионального значения.

Очень хочется, чтобы восстановили и бывшую канатную фабрику Мартынова у автовокзала. Там уже и новый собственник появился, но что-то опять пошло не так...

В плане взаимодействия с бизнесом любопытна Рязань. На основе частно-государственного партнёрства за десять лет там была реализована программа туристско-рекреационного кластера - многие объекты культурного наследия отреставрировали да и  построили немало интересных сооружений. Сейчас за  счёт средств частного собственника ведётся реставрация обветшавшего и заброшенного рязанского выставочного комплекса «Торговый городок» -ВДНХ в миниатюре, возведённого в 1950-е годы. Это будет прекрасное место для проведения различных культурных программ и праздников. Можно брать пример нашим властям.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах