Примерное время чтения: 10 минут
700

Легенды Брянской драмы. Герман Дмитриевич Постников

Фото предоставлено Брянским театром драмы / АиФ Брянск

Коллектив Брянского театра драмы им. А. К. Толстого и Брянское отделение Союза театральных деятелей России обратились в горадминистрацию с инициативой установить мемориальную доску на доме №24 по проспекту Ленина в Советском районе Брянска, где жил народный артист РСФСР Герман Дмитриевич Постников. Идею поддержали городские чиновники и депутаты.

Расскажем подробнее о жизни и творчестве этого поистине народного артиста, который, подарив свой талант Брянску, составил эпоху в истории города и театра.

Таганрог-Брянск. В статусе заслуженного

Имя Германа Дмитриевича Постникова появилось в списке труппы Брянского драматического театра в 1965 году. Тогда ему было 52 года. Он заслуженный артист РСФСР.

Фото предоставлено театром
Фото предоставлено театром Фото: Пресс-служба

 

Приехал из Таганрогского театра им. А.П. Чехова; исполнитель основных ролей чеховского репертуара: Дорн («Чайка»), Войницкий («Дядя Ваня») Лопахин («Вишнёвый сад»). Служил в театрах Симферополя, Нижнего Тагила, Орджоникидзе, в театре группы советских войск в Польской Народной Республике.

Так что в Брянский театр он пришёл уже сформировавшимся артистом, со своей жизненной и творческой позицией, с богатым репертуарным листом (Каренин, Макар Нагульнов, профессор Окаёмов, Лаврецкий, Тихон в «Грозе» …)

С первых театральных работ актёр сумел завоевать признание коллег и искреннюю любовь брянской публики.

Премьерный зритель в те времена был категория особая… Театралы! В премьерном зале все знали друг друга, по крайней мере в лицо. Это была особая каста брянских жителей. Они раскланивались при встречах на улице, обменивались впечатлениями о спектакле... При этом статус собеседников не имел никакого значения. А если в программке спектакля указаны два состава исполнителей - они непременно смотрели оба! Обсуждали, сравнивали. И вот эту публику сумел покорить Герман Постников с первых минут на брянской сцене.

Фото предоставлено театром
Фото предоставлено театром Фото: Пресс-служба

 

Всего две роли: яркий, эпизодический по существу, образ гитлеровского наместника на Украине гауляйтера Коха в спектакле «Сильные духом» и одна из главных ролей - Чадаев в спектакле «Вдовец». Эти две первые работы в нашем театре позволяют судить о творческом диапазоне актёра. С одной стороны - образ гитлеровского ставленника, получившийся нестандартным, не ходульным, а с характерными подробностями, с другой стороны, наш современник, простой шофёр-«бараночник», красоту души которого сумела разгадать незаурядная женщина. Разглядеть и поверить. Следующей большой работой актёра стало создание образа Владимира Ленина в спектакле «Шестое июля» в постановке нового главного режиссёра театра Анатолия Новикова. Творческий портрет Постникова определился в первый же сезон.

Сын фабриканта из Сормова

Герман Постников родился в 1913 году в Нижнем Новгороде в семье мелкого служащего - так указал с подачи самого Германа Дмитриевича в творческом портрете актёра для газеты «Брянский рабочий» Александр Васильев, директор Брянского театра и театровед в 1966 году. Лукавство? Да, но понятное и объяснимое. Постников родился в семье крупного фабриканта из Сормова (ныне один из районов Нижнего Новгорода). И как вспоминает журналист Юрий Григорьев, сын супруги Постникова:

«…Когда в Брянск приехала мама Германа Дмитриевича, то в полушутку, а по сути всерьёз просила близких и родных называть её «барыней», а сына «барином»…». Сразу вспоминается парадный портрет Постникова с неизменной бабочкой!

Тайком от отца

А начинался путь в профессию как у многих. В 1930-м окончил десятилетку и по настоянию отца поступил в плановый институт. Интерес к театру проявился рано: он принимал участие в школьных любительских спектаклях. Студентом, тайком от отца, поступил в актёрскую школу-студию при Горьковском драматическом театре.

Экзаменом на творческую состоятельность явилось исполнение им роли Полежаева в спектакле «Профессор Полежаев» (пьеса Леонида Рахманова) - первое публичное выступление начинающего актёра. Молодому 22-летнему человеку сложно было перевоплотиться в пожилого 75-летнего интеллигента-учёного, перешедшего на сторону молодой Советской республики. Трудная творческая задача. Пришлось перечитать множество книг о Тимирязеве, который являлся прообразом профессора Полежаева.

Почти 20 лет, с 1965 года, Герман Постников служил в Брянском театре драмы.

Фото предоставлено театром
Фото предоставлено театром Фото: Пресс-служба

 

В 1939 году Постникову посчастливилось работать над сценическим воплощением образа Ленина в спектакле «Вечное перо» (пьеса Николая Шестакова). Читателю необходимо напомнить, что в то время образ Ленина был художественно воссоздан только выдающимся актёром эпохи Борисом Щукиным, а на сценах периферийных театров ещё не нашёл ни воплощения, ни разрешения на это. Что усложняло работу актёра.

Но «…За удачное исполнение роли Ленина» Постников получил специальную премию и был награждён творческой командировкой в Москву.

В годы Великой Отечественной войны Постников участвует в фронтовых бригадах на Волховском фронте, награждён правительственными наградами.

Пас. В футболе и на сцене

Он исключительно, порой до жестокости, был требователен к себе и мягко, но настойчиво относился к товарищам по сцене. Эта требовательность шла не от человеческого характера, а от осознания актёром эстетических и нравственных идеалов, от точного понимания силы воздействия театрального искусства, где нет места фальши. Недаром для него - заядлого футбольного болельщика (фанат, как бы теперь сказали, Валерия Лобановского и киевского «Динамо»), преферансиста, игрока и тонкого ценителя русского бильярда - ключевым понятием, соединяющим хобби и профессию артиста, было слово «пас». Как важно дать «пас» вовремя, грамотно, элегантно. Именно пас определяет дальнейший процесс и приводит к победе. На сцене и на футбольном поле.

Брянский Сальвадор Альенде

Раввин Де Сантес с молодым Леонидом Кулагиным в спектакле «Уриэль Акоста» по пьесе Карла Гуцкова. Спектакль, который до сих пор вспоминают брянские театралы! «Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Константиновича Толстого в постановке Анатолия Новикова. Генри Сент-Джон, виконт Болингброк - в замечательном дуэте с Марией Гермацкой в «Стакане воды» Эжена Скриба.

А образы русского купечества - мощные, колоритные, достоверные: Кнуров («Бесприданница» Александра Островского), Егор Булычев в одноимённой пьесе Максима Горького, Хлынов из «Горячего сердца».

Фото предоставлено театром
Фото предоставлено театром Фото: Пресс-служба

 

Яркими событиями семидесятых годов в истории театра и творческой карьере Постникова стали спектакли «Аристократы» по пьесе Николая Погодина (чекист, начальник лагеря) и «Чилийская трагедия» (Сальвадор Альенде, Президент Республики Чили) Юлия Чепурина в постановке нового главного режиссёра театра Виктора Терентьева.

Спектаклем «Чилийская трагедия» Брянский театр одним из первых в стране откликнулся на события в Чили, всколыхнувшие весь мир в 1972 году. Спектакль удостоен памятного вымпела Коммунистической партии Чили. О нём писала центральная пресса. Театр показывал спектакль в Москве на сцене Театра им. Вл. Маяковского и на гастролях в Народной Республике Болгарии.

На Всесоюзном фестивале спектаклей, посвящённом 30-летию Победы, спектакль «Господин бургомистр» по пьесе Петра Лучина в постановке Владимира Голуба отмечен дипломами Министерства культуры СССР и Министерства культуры РСФСР, а исполнитель главной роли Герман Постников награждён серебряной медалью памяти народного артиста СССР Алексея Попова.

Но самыми важными и значимыми наградами для Постникова были аплодисменты зрительного зала. Ему и его коллегам (а коллеги - Мария Гермацкая и Татьяна Силина, Константин Вологдин, Василий Богатырёв, Николай Лисовский, Александр Бабаев, Борис Зайденберг, Леонид Кулагин, Павел Ефимов, Инга Хотяновская, Марина Гаврилова, Валерий Прохоров, Валерий Мацапура, Владимир Мусатов и другие) аплодировали на спектаклях «Энергичные люди» Василия Шукшина, «Горе от ума» Александра Грибоедова и «Берег» Юрия Бондарева, «Зимняя сказка» Уильяма Шекспира и «Чудаки» Максима Горького. Аплодировали в родном Брянске и в гастрольных поездках театра.

В 1976 году Герману Дмитриевичу Постникову было присвоено почётное звание «Народный артист РСФСР».

Вот такой характер!

Артисты редко уходят на пенсию. Герман Постников ушёл. В 70 лет. Здоровье больше не позволяло выходить на сцену.

Из окон его квартиры на проспекте Ленина, 24 хорошо видна Театральная площадь и кусочек здания театра. Его театра. Но порог театра он больше не переступал. Ни разу. Вот такой характер!

Фото предоставлено театром
Фото предоставлено театром Фото: Пресс-служба

 

Ушёл из жизни в 1996-м, на 83-м году жизни, а в истории театра осталась почти двадцатилетняя страница побед народного артиста РСФСР Германа Дмитриевича Постникова на сцене Брянской драмы.

Материал по архивам театра подготовила Ирина ДРОХАНОВА

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах