Методы выживания в условиях экономического спада и стагнации эксперты рассматривали в трёх аспектах: ритейл и покупатель, ритейл и производитель, а также будущее розницы в России.
Впереди нас ждет еще одна увлекательная тема:как установить доверительные отношения между поставщиком и ритейлером? pic.twitter.com/F5BPsr2Jv3
— Ведомости Events (@VedomostiEvents) November 10, 2015
Обстановка в ритейле кризисная – за год россияне не только сократили расходы по всем статьям, но и изменили модель покупательского поведения: если раньше потребитель ходил в супермаркеты и набивал тележку товарами далеко не первой необходимости, зачастую попросту транжиря деньги, то теперь люди стараются экономить.
В такой ситуации выигрывают дискаунтеры – люди готовы «простить» продавцу низкое качество товара за сохранение его денег. Однако в непростой экономической ситуации это может сыграть против тех, кто постоянно демпингует: негативные впечатления от некачественного товара в кризис врезаются в память потребителя с большей силой, чем во время экономического роста, поэтому проблема качества продуктов выходит на первый план.
«России необходимо законодательное разделение ответственностиза качество продукта между продавцом и производителем – выпуск некачественной продукции должен стать для производителя невыгодным», считает руководитель департамента контроля качества X5 RetailGroup (владелец сетей «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель», «Копейка») Светлана Чебарова.
Эксперты много говорили и о реализации стратегии импортозамещения, которая с большим успехом реализуется пока в регионах, где большая часть товаров на полках магазинов и до введения санкций были местными. Полный переход на отечественные продукты возможен не раньше 2017 года: до тех пор товары будут дорожать вслед за изменениями курса валют.
Тем не менее, ритейлеры верят в светлое будущее и связывают его, прежде всего с онлайн-торговлей. Из-за растущей популярности интернет-магазинов, специалисты прогнозируют рост компаниям, занимающимся логистикой, а также говорят о скором смещении экономических центров из Европы и США в страны Центральной Азии.
Бизнес-процессы между поставщиками и ритейлерами перейдут с уровня «конкуренция» на уровень «партнёрство». Рынок уже поделен, и компаниям невыгодно биться за незначительные доли аудитории и клиентов, отметил Александр Смолин, директор по продажам и развитию дистрибуции компании Tele2. Мобильный оператор, который, к слову, был одним из организаторов конференции, стремится к работе по стратегии «голубого океана», то есть, намерен осваивать новые пространства, опережая своих конкурентов.
Говоря о будущем Tele2, Смолин отметил, что компания намерена интегрировать online и offline каналы обслуживания и продаж, и заявил о желании перейти от продавцов к виртуальным консультантам, которые будут проводить видеоконсультации и видеоуроки для клиентов. «Надо не упустить то, благодаря чему мы стали успешными: беречь качественные кадры и вкладываться в человеческий капитал», – считает Александр Смолин.
В какую бы сторону ни двигалась сфера торговли, какими бы передовыми ни были технологии, каким бы страшными ни казались экономические неурядицы, главным в ритейле останется человек – его вкусы, его деньги, его понятие о качественном продукте.