Замечательный певец Фёдор Шаляпин очень любил и с большим чувством исполнял песню про разбойника Кудеяра и двенадцать его помощников. Как пел Шаляпин, "много разбойники пролили крови простых христиан". Позже у разбойника лютого, согласно песне, совесть Господь пробудил. Кудеяр ушёл в монастырь, осудив своё отвратительное прошлое. Вот так всё просто, оказывается. Меня всегда это удивляло: то нет совести, стойко нет, и вдруг - бац! Пробудилась!
Историки XIX века песен не сочиняли, но, собрав разные сведения, напрямую связали трудовую деятельность Кудеяра по отъёму чужих материальных ценностей с брянскими лесами в районе села Страшевичи под Брянском. Здесь, вырыв землянки на меловых деснянских кручах, разбойники отсиживались в перерывах между грабежами.
Современники не славят окрестных бандитов, потому что Робин Гудов среди них нет. О Кудеяре есть свидетельство, что по жизни тот всё-таки никак не мог уйти в монастырь замаливать грехи, потому что дал однажды маху. На его силу нашлась другая сила. На разбойничье логово под Брянском совершил лихую атаку со своими молодцами бравый секунд‑майор, он же брянский помещик Василий Бахтин. Секунд‑майор лично в бою застрелил Кудеяра, освободил от разбойников некую пленённую дьяконицу и - что характерно! - всё найденное у разбойников имущество объявил своей добычей. Не правда ли, редкостное простодушие!
И тут даже нет вопроса, кого, собственно, считать разбойником - кто украл или кто украденное присвоил. С одной стороны, конечно, если сидят ребята на соснах и проезжающих ждут, чтобы пограбить, то, вроде, всё ясно - это разбойники. Однако куда больше, чем явных лесных злодеев, вроде Кудеяра или такого же брянского кровопивца Бурута, в то время имелось, так сказать, разбойников по совместительству. Днём землю пашет или помещику служит, а ночью с кистенем по дорогам шастает. Иногда один отправляется, иногда вместе с друзьями, а иногда и вместе с самим помещиком. Попробуй разбери в ночи, кто есть кто!
Купец Иван Посошков в книге "О скудости и богатстве" (1724 год) с горечью пишет о страхе и круговой поруке, царящих в крестьянском мире. Пришли воры в деревню, добро на подводы складывают, от хозяина зарытых денег требуют, до смерти мучают, а соседи всё слышат, но на помощь не идут. Посошков полагал выход только в усилении общей ответственности крестьянской общины за преступления, в строгом спросе с судов, которые часто пойманных воров и потатчиков из тюрем за мзду отпускали. Советы Посошкова власти не понравились, и его самого в тюрьму посадили.