Вот уже почти год, как существует государственный стандарт, определяющий, какой может быть искусственная неровность. Но брянским "лежачим" закон не писан.
Разлёгся тут!
Водители привыкли к скачкам на искусственных неровностях и лишь вяло поругиваются: "Разлёгся тут! И без тебя дороги не ахти..." Но никому и в голову не приходит, что "лежачие полицейские" могут быть незаконными. С 1 января нынешнего года был принят ГОСТ 52605‑2006, регламентирующий не только размеры искусственных неровностей, но и их внешний вид, и места установки. Сразу же почти все "надолбы" оказались вне закона. "Так ведь быстро их не переделаешь" - скажете вы, с пониманием относясь к работе дорожников. Но тот же стандарт устанавливает срок устранения недочётов, изначально существующих или возникших по ходу эксплуатации. На приведение неровностей в порядок полагается... три дня. Но водители о ГОСТе не знают, жалоб дорожникам не пишут, и "незаконные полицейские" продолжают бить по колёсам.
Лежачего, говорят, не бьют. А вот лежачий очень даже бьёт. Даже на "правильной" искусственной неровности можно запросто повредить подвеску. Ну а уж если "полицейский" не соответствует стандарту, то он становится просто врагом автомобилистов - "убийцей машин".
Если после скачка на неровности машина повреждена, нужно действовать, как и при любом ДТП: вызвать сотрудников ГИБДД, зафиксировать случившееся. Если "полицейский" не соответствует нормам, то можно смело подавать в суд на дорожные службы.
Для того чтобы понять, кто виноват в повреждении машины - неосторожный водитель или "оборотень в полоску", нужно знать хотя бы некоторые требования стандарта.
Прежде всего, высота неровности не может быть больше семи сантиметров (высота стандартной пачки сигарет - 8,5 см). Ширина (от начала подъёма до конца спуска) определяется радиусом кривизны и высотой гребня, но и при минимальном радиусе она не может быть менее полуметра. Все более узкие и более высокие "трамплины" - незаконны.
Невидимки вне закона
Стандарт требует, чтобы "лежачие полицейские" были заметны в любое время суток. Для этого их устанавливают только на участках с искусственным освещением. Если ночью фонарь над рукотворной колдобиной не горит - она вне закона. Но фонаря мало. Не менее 15 % общей площади искусственной неровности должно быть покрыто световозвращающими элементами.
Обычные белые полоски, которые не светятся под фарами - не в счёт. И отговорки типа "это была световозвращающая краска, но она малость стёрлась" не пройдут. Цитируем ГОСТ: "При разрушении или отслаивании световозвращающих элементов, а также снижении в процессе эксплуатации их светотехнических характеристик до значений, ниже нормативных, световозвращающие элементы должны быть заменены на новые". И на замену отводятся всё те же три дня!
Есть места в городе, где сама мысль об установке искусственной неровности является крамольной. Стандарт запрещает установку "лежачих полицейских" на подъездах к больницам, станциям скорой помощи, пожарным станциям, автобусным и троллейбусным паркам, гаражам и площадкам для стоянки автомобилей аварийных служб и "другим объектам сосредоточения специальных транспортных средств".
Каким бы ни был "лежачий полицейский" - стандартным или нет, всё равно переезжать его нужно умеючи. Главная ошибка водителей - торможение на неровности. Оттормаживаться следует только до препятствия! Если вы поздно заметили "полицейского", то ни в коем случае не тормозите на нём. При торможении, а тем более резком, вес машины переносится на передние колёса, что усиливает удар о препятствие.
Оптимальный способ - резко притормозить перед неровностью. Машина "клюнет носом", пружины передней подвески сожмутся. Затем нужно отпустить педаль тормоза. Пружины подкинут перед автомобиля вверх, а сами растянутся. Колёса окажутся практически без нагрузки и легко минуют препятствие. Но так проезжать "полицейского" без тренировки не получится. Так что лучше притормаживайте заранее.
СПРАВКА "АиФ-БРЯНСК"
Статья 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" гласит: "Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги".