Разница во времени и погоде
Временная разница с Хабаровском - семь часов... Различия в погоде ещё больше: у нас - девять, на Дальнем Востоке - 23, и, как ни странно, тоже с плюсом, хотя такой перепад температуры - это явный минус. И вот прилетаешь ты из зимы в лето, из ночи в день, и бац - тебя тут же привозят на стадион, переодевают и отправляют добывать три очка! За полтора часа футболисты- сомнамбулы пробегают в среднем по 15 километров, умудряются забить гол и из последних сил радоваться этому чуду.
- Тебе повезло: будит что написать! Никогда за свою карьеру не приходилось выходить на поле... с трапа самолёта! - цепляет меня перед выходом на игру со "СКА-Энергией" защитник Дмитрий Ларин. -
Да, журналисту кайф: захочется зевнуть или даже чуток соснуть - в ложе прессы для этого есть все удобства. А вот как Ларину и компании таскать ноги-гири от своей штрафной к чужой, от бровки - до бровки? Не станешь ведь объяснять зрителям и тут, и потом дома, что просидел и простоял в Шереметьево семь часов из-за задержки самолёта, что предыдущий рейс до Перми закончился смертельно и что от этого все восемь часов полёта глаза футболистов не закрывались, а если и закрывались, то снилось совсем не то, что способствует предматчевому оптимизму.
Эй, вратарь, проснись!
Словом, песня Высоцкого "Только прилетели - сразу сели" не про наших футболистов. Они только прилетели и, ни секунды не отдохнув, сразу вышли на поле. На 20-й минуте вратарь Чижов откровенно проспал удар хабаровчанина метров с 25, а то и 30 - 0:1. Опытнейший человек, а тут - такая встряска, как при турбулентности!
К слову, в последнем интервью Егора Титова спартаковский изгой вспоминал и про Валерку Чижова (так он его называл). Они вместе попали в какую-то автотранспортную переделку, но всё обошлось. Эту статью из газеты футболисты вслух читали в клубном автобусе. Но хабаровское ЧП, случивше-еся с Чижовым, оказалось покруче автомобильного!
Пожалуй, самым живчиком в составе сине-белых и в Хабаровске, и в Иркутске был полузащитник Санников, который двигался, пасовал и бил так, будто не добирался с таким трудом до края света, а доехал влёгкую до своей родной Унечи. Дмитрия так и величают в команде "Уня" - унечец, мол. Сперва мне послышалась, что "Муня" - так звали в киевском "Динамо" 70‑х Владимира Мунтяна, а наш Уня ведь бьёт штрафные не хуже их Муни.
Вот маленький-удаленький попадает со стандарта в перекладину, затем подаёт угловой, после которого кивком головы Шелютов переправляет мяч в сетку - 1:1, и перерыв.
В "Динамо" образца сентября 2008 года погоду делают местные люди. В основе прочно выходят те же Санников с Лариным, Толстых с Тереховым, Шелютов, Фомичёв... Есть ещё два Клицова и т. д. и т. п. Пусть мы пока чаще проигрываем, но скелет клуба будущего, согласитесь, есть, и он достаточно прочен. От этого определённо можно плясать!
В равной игре мы отдаём три очка Хабаровску - 1: 2, но, поверьте, столько комплиментов команде, проигравшей по истечении 90 минут, я никогда прежде не слышал. И в Хабаровске, и в Иркутске всё было: и "пяточки", и прессинг высокий, и смена мест! Есть ощущение силы, честное слово!
"Динамо" абсолютно не походит на аутсайдера", - подтверждает общее мнение на пресс-конференции коуч-победителей господин Файзуллин.
Увы, игра в мяч - не конкурс красоты, и тут нет приза зрительских симпатий, никакие эпитеты в футболе не влияют на распределение мест в турнирной таблице. А пока эту самую таблицу брянцам жутко хочется читать снизу вверх.
Назаренко возвращается
Леонид Назаренко - тренер-экстраверт, общаться с ним - одно удовольствие. Расскажет всё, что ты хочешь и даже больше то, что умный журналист не напишет, а только примет к сведению. Уверенности в себе и в команде он не потерял, ему бы ещё немного везения! Не проиграй он обидно в самом начале в Подольске, и особенно в Новотроицке, уверен, многое могло быстро поменяться на 90 градусов. Против "Носты", вообще, за хозяев играл Старик Хоттабыч, забивавший нам голы на девяносто с чем-то минутах, перевернув логичные 1:0 в нелогичные1:2.
Позже после матча с "Ростовом" оппонент Назаренко Олег Долматов скажет: "Не пойму, в каких майках играли лидеры, а в каких - аутсайдеры!" Следующая встреча Леонида Васильевича и Олега Васильевича состоялась в холле хабаровской гостиницы, когда оттуда выселялось "Динамо" и вселялся "Ростов". Двум Васильичам есть что вспомнить. В своё время Назаренко помогал Долматову в ЦСКА, и, когда главного тренера увольняли, то тренер поступил как просто порядочный человек - тоже написал заявление.
В ЦСКА, к слову, Леонид Назаренко уходил как раз...из Хабаровска. Дело было в 1987‑м. Его не хотели отпускать, но от таких предложений не отказываются, тем более - в военной команде. Он уехал с Дальнего Востока не один, а с супругой - местной балериной. И вот - возвращение обратно, 20 с лишним лет спустя.
Хороший человек - не профессия. Докажет ли хороший человек по фамилии Назаренко, что он хороший тренер? Прежние заслуги - не в счёт. Подобное надо доказывать ежегодно, ежекругно. Пока дела у него и его команды идут на троечку, но впереди ещё сезон, если верить контракту.
- Ни в коем случае нельзя повторить футбольную судьбу соседних Орла, Смоленска и Калуги, - убеждён Леонид Васильевич. - Брянску нужен футбольный блиц-криг, скорейшее возвращение в первый дивизион.
Знакомство со стадионами Хабаровска и Иркутска ещё раз подтвердило этот вывод. По сравнению с их аренами наша, на бульваре Гагарина, "Уэмбли" и "Камп Ноу" в "одном флаконе". Дальневосточное сооружение - гимн соцарту, не лучшая копия брянского стадиона до его перестройки, этакое ретро, которое вызывает слёзы не умиления, а сожаления. Стадион в Иркутске расположен географически так же далеко от центра города, как брянские "Десна" или "Партизан", трибунки скромненькие, поле искусственное - на любителя... Куда более вместительная и находящаяся в самом сердце города арена "Труд" отдана другому виду спорта, который для иркутян важнее футбола - хоккею с мячом. Брянск же бить мяч клюшками не приучен, а к первому футбольному дивизиону привык настолько, что прожить без этого удовольствия сможет год от силы.
Прилетели, увидели, победили
В Иркутске есть памятник Александру Вампилову. Помнится, героями его пьес были мужчины в расцвете сил, наделённые умом и талантами, но заблудившиеся, потерявшиеся по жизни. Так вот, в нашем "Динамо" тоже есть что-то от пьес великого иркутянина. Вроде и талантами не обижено, и условия жизни что надо, но оно так же потерялось и заблудилось. Впрочем, хоронить клуб с пятилетними традициями пребывания в серьёзной лиге преждевременно. Команда начинает сознавать своё достоинство, возвращаться к нормальной жизни. Доказательством тому - победа над иркутской "Звездой" - 3:2. Мы дважды вели после голов Рамазанова и Спирина, но оба раза хозяева догоняли. Всё решил, конечно, Санников, и, естественно, со штрафного.
И победа эта случилась на фоне очередной предматчевой нервотрёпки почище хабаровской. Пошёл слух, что иркутяне не выйдут на поле, так как снимаются с турнира. "Сдавать ли билеты на рейсы Хабаровск-Иркутск и Иркутск-Москва?" "Лететь ли прямым рейсом из Хабары в столицу?" Головная боль!
То и дело на связи с Назаренко и новым администратором Юрием Гариным был Брянск. Черту под ситуацией подвёл генеральный директор ФК "Динамо" Евгений Сергеевич Давыденко, почти точь-в-точь процитировавший другого Сергеевича - Никиту Михалкова. "На заборе тоже одно написано, а заглянешь за забор - совсем не то!". Так вот, верить неофициальным заявлениям Давыденко не стал, отправил команду в Иркутск, и, как оказалось, правильно сделал. Три очка - в кармане!
Омуль не для всех
- ЭтО омуль горячего копчения, - констатировал с пристрастностью знатока полузащитник Паата Джинчарадзе, рассматривающий фото на моём мобильнике под условным названием "Я и рыба". - Граммов, наверное, на триста потянет! Сколько стоит? Всего 40 рублей? Здорово!
Футболисты могли увидеть эту чудо-рыбу из Байкала да и сам Байкал только на картинке, хотя знаменитое озеро находится в часе езды от Иркутска на маршрутке. Но времени на дополнительные путешествия у команды нет.
- Максимум что удаётся посмотреть - это местность рядом с отелем, - признаются в один голос массажист Петрович и видеооператор Васильич. - Мы должны быть рядом с ребятами: вдруг понадобимся... За пять лет вроде объехали почти всю страну, все крупные города, а толком-то ничего не видели...
Футбол - романтика, когда смотришь его с трибуны или по телику. Когда же пролетишь 16 тысяч километров, проживёшь с неделю в дешёвом отеле, выход из которого дозирован - никаких экскурсий, пива и тем более femme fatale, то отношение к футболистам и их якобы незаслуженно большим зарплатам становится иным.
- Неужели вам в Хабаровске икру на обед не подавали? - удивлялся один мой коллега, расспрашивавший меня по приезде. Не давали, честно! Ни в Хабаровске икру, ни в Иркутске - рыбу. Ни на обед, ни на ужин... Ели брянские футболисты скромно, как и жили. А бились на поле - как могли!
Мы нормально долетели до Хабаровска и Иркутска и благополучно вернулись назад. Теперь нам предстоит совершить такой же сумасшедший вылет во вторую лигу и, надеюсь, столь же скорое возвращение обратно в первый дивизион.