Как отмечают аналитики, современные технологии меняются в среднем каждые пять лет, что приводит к быстрому устареванию знаний, полученных специалистом в высшем или среднем профессиональном образовательном учреждении. Этот процесс идет со скоростью примерно 6 % в год. Сегодня, как никогда, возросла потребность в постоянном обновлении знаний руководителей и специалистов, в повышении или получении ими дополнительной квалификации. Брянские специалисты нашли конструктивный подход к решению этих задач.
К новой системе образования
15 мая в Брянском Государственном университете прошла Первая ассамблея Ассоциации БГУ им. И. Г. Петровского и образовательных учреждений Брянской области "Непрерывное профессиональное образование".
Новые технологии образования развиваются по всей стране. Но коллектив Брянского государственного университета уже называют носителем новаторского опыта.
Еще в 1995 году на базе университета было организовано учебно-педагогическое объединение, включившее в себя Брянский государственный педагогический университет и четыре средних специальных учебных заведения педагогического профиля Брянской области.
Когда перед страной стоит вызов модернизации, нужны новые шаги по реформированию образования, причем требуется не просто множить количество дипломников, прослушавших заданный объём лекций, - специалисты будущего должны быть всесторонне развитыми, творческими личностями, способными интенсивно работать и постоянно совершенствовать свои способности.
В 2005 году по инициативе ректората Брянского государственного университета, при поддержке областной законодательной и исполнительной власти, учебно-педагогическое объединение было реорганизовано в Ассоциацию "БГУ и образовательные учреждения Брянской области" "Непрерывное профессиональное образование". Президентом Ассоциации избран ректор Брянского государственного университета имени академика Петровского, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор Андрей Антюхов. Сейчас в составе Ассоциации 42 учебных заведения разного образовательного уровня и профиля.
Создание такого сообщества способствовало решению целого ряда проблем профессионального образования.
Сейчас в Ассоциацию входит 42 образовательных учреждения области (с сохранением юридической самостоятельности). Сообщество основано на принципах единства учебного инновационного процесса, взаимосвязи с экологической и социальной сферой региона, непрерывности образовательного процесса, взаимосвязи образовательных программ, сокращения сроков их усвоения. Инновационный характер деятельности - проведение фундаментальных научных исследований, передача в практику наукоемких технологий, в том числе образовательных.
На протяжении последних лет учебные заведения - члены Ассоциации непрерывного профессионального образования принимали участие в крупных мероприятиях, проходивших на базе БГУ, в том числе и российского уровня: открытие II Ассамблеи Всемирного форума "Интеллектуальная Россия", проведение всероссийских олимпиад по литературе и истории.
Уже сегодня есть позитивные примеры сотрудничества членов ассоциации. Так, преподаватели БГУ координируют научно‑методическую, научно-исследовательскую и проектную деятельность педагогического коллектива лицея и лицеистов. Учителя лицея принимали участие в создании первого сборника научно-исследовательских и методических работ членов Ассоциации. Преподаватели филологического и естественно-географического факультетов БГУ рецензируют программы авторских элективных курсов, разработанных учителями лицея, руководят исследовательской деятельностью лицеистов, рецензируют написанные ими работы.
Как показывает реальность дня сегодняшнего, практика проведения специальных и элективных курсов в средних учебных заведениях, приглашение учащихся на межвузовские конференции, диспуты оказалась не только востребованной, но и действенной.
К формированию целостной региональной образовательной политики
Определяющим фактором взаимодействия университета с другими участниками Ассоциации выступает уровень развития системы непрерывного образования на региональном уровне. И потому тема Первой ассамблеи: "Инновационное развитие образования в регионе: теория, технология, практика".
Открыл ассамблею ректор БГУ Андрей Антюхов, который выступил с докладом, во многом задавшим тон пленарному заседанию.
Своими мыслями и идеями с широкой педагогической общественностью поделились И. А. Геращенков, директор департамента общего и профессионального образования Брянской области; Т. В. Корбанович, начальник управления образования Брянской городской администрации, к. пед. н.; М. В. Ретивых, директор СЭИ БГУ, д. пед. н., профессор; О. А. Кравченко, директор гимназии N 1 г. Брянска, к. пед. н.; С. В. Ященко, директор Трубчевского профессионально-педагогического колледжа, к. пед. н.; Н. В. Фомин, проректор по лицензированию и инновационной работе БГУ, к. пед. н., профессор.
Изюминкой ассамблеи стали пленарные заседания и мастер-классы по проблемам, касающимся отдельных отраслей науки. Возглавляли учебно‑методические объединения учителей ведущие преподаватели университета. Учащиеся образовательных учреждений - членов Ассоциации дали большой концерт для участников ассамблеи.
Опыт учебных заведений, принявших участие в форуме, свидетельствует как минимум о двух направлениях реализации стратегий непрерывного образования, обусловленных выбором объекта практики непрерывного образования, т. е. тем, на какие категории граждан в целом ориентированы программы непрерывного образования. Речь идет о реализации программ непрерывного образования для учащихся школ, студентов и, прежде всего, преподавателей.
Сейчас сотрудничество учебных заведений получает широкое развитие, обретает новые формы. Перед Ассоциацией стоят такие задачи, как сохранение единого образовательного пространства; реализация прав и возможностей молодежи на получение различных уровней профессионального образования: поэтапно или непрерывно; создание условий для формирования единого коллектива в системе "училище - лицей - вуз - предприятие"; разработка и реализация учебных планов и программ, предусматривающих преемственность в содержании, технологиях профессионального образования.
На сегодняшний день в ряде школ функционируют 10‑11 классы параллельного профильного обучения, занятия в которых проходят по интегрированным программам с использованием созданных преподавателями университета элективных учебных курсов.
Одно из преимуществ системы "школа - вуз" состоит в том, что выпускники поступают в университет, обучаются в нем ускоренно и через 3‑3,5 года получают высшее образование.
При обучении студентов используются новейшие информационные обучающие технологии, позволяющие организовать учебный процесс на уровне XXI века. В современных компьютерных классах занятия ведутся с использованием технологий автоматизированного сетевого обучения, что позволяет наиболее эффективно организовать взаимодействие студентов и преподавателя.
Активная жизнь университетская
Брянский университет обогнал и Смоленск, и Калугу, здесь обучается 17 тысяч студентов, среди которых и украинцы, и белорусы. Это самый крупный в регионе вуз. 65 докторов наук профессоров, 375 кандидатов наук доцентов, 400 аспирантов, около 25 докторантов. В настоящее время активно воссоздаются научные лаборатории, которые работали в восьмидесятые годы, открыт ряд новых. Приобретается только новейшее оборудование.
- Вуз по праву практическими делами пытается оправдать высокое звание классического университета.
Как свидетельство привлекательности университета - за последние полтора-два года сюда на постоянную работу пришло 14 докторов наук профессоров из других вузов РФ. В прошлом году было принято около 4 тысяч заявлений на 800 бюджетных мест, на отдельные специальности конкурс составлял до 20 человек на место. Правда, большим спросом вновь пользовались специальности экономического характера, юридические, но не остались без конкурса и педспециальности - 2 человека на место. В этом году открыт ряд новых специальностей, среди них - международные отношения, получившая экспертное заключение в МГИМО.
- Позитивные изменения последних лет, - отмечает ректор, - уверен, происходят благодаря слаженной, согласованной работе коллектива университета.
В университете расширен спектр социальной поддержки преподавателей. В целом на социальные проекты вуз тратит более 20 млн рублей в год.
Строительство новых объектов отнюдь не влияет на ремонт и оснащение учебных кабинетов. Внешней эстетике корпусов отвечает и интерьер. Гордость университета - новый актовый зал на 500 посадочных мест - бархатные кресла, новая акустика, техника...
Его по праву можно считать лучшим залом на Брянщине. Здесь с удовольствием выступают артисты. Недавно зал рукоплескал Людмиле Гурченко, Эдите Пьехо...
А вообще в университете гостям всегда рады, а приезжают они довольно часто. Посол Америки, секретарь консульства Германии, председатель комитета по правам человека Лукин, председатель Совета Федерации Миронов, председатель Государственной Думы Селезнев, Хуан Антонио Роблес - комиссар Совета Европы по правам человека, посол Ирландии...
Так, в рамках нынешнего учебного года совместно с институтом русского языка Академии Наук им. Виноградова университет провёл международную конференцию по проблемам русского языка, в совместном конгрессе Академии образования России, Украины и Белоруссии приняли участие 100 академиков национальный академий образования...
Вообще, в университете и дня не проходит без интересных мероприятий. Между тем, не наукой единой живет Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского. Здесь заботятся о быте и досуге студентов. Осенью прошлого года студенты радовались новому корпусу общежития на 688 мест. (Оно отвечает современным требованиям - удобные светлые комнаты, компьютерный центр, конференц-зал, есть и свой центр медицинской реабилитации студентов.) Вчера, 27 мая, состоялось торжественное открытие нового спортивного зала.
Словом, Брянский государственный университет во многом задаёт тон в образовательном пространстве региона. Пожелаем же его коллективу новых свершений на благо родной Брянщины.