Среди густых брянских лесов на слиянии Десны и Болвы в 1860-х годах предприниматель Пётр Губонин основал лесопильный завод по производству шпал для строящейся железной дороги. Через 13 лет, в 1873 году, на этом месте было заложено предприятие, которое в будущем не только станет промышленным гигантом, но и даст жизнь целому городу и попадёт в поэму Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
20 июля 1873 года император Александр II подписал высочайшее разрешение на учреждение «Акционерного Общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода для выплавки чугуна, выделки железа и стали и приготовления из них изделий на продажу». Такое длинное название использовалось для официальных документов, а в повседневной жизни предприятие называлось «Брянский завод». Ныне это Брянский машиностроительный завод - БМЗ. Расскажем, с чем это предприятие подошло к своему 150-летию.
От князя до императора
В начале истории завода к делу Петра Губонина присоединились инженер-путеец Виктор Голубев, а позже и князь Вячеслав Тенишев. Имя последнего, его связи в высшем обществе, а также профессиональная деловая хватка помогли становлению и развитию завода.
Надо сказать, что Вячеслав Николаевич был весьма разносторонним человеком. Экономист, археолог, учёный-этнограф, удачливый предприниматель, крупный меценат. Императором Николаем II Вячеслав Тенишев был назначен генеральным комиссаром от России на Всемирной выставке 1900 года в Париже. За успехи на выставке был награждён французским орденом Почётного легиона, а на Родине пожалован придворным званием камергера.
Благодаря энергии этого человека Брянский завод быстро стал ведущим металлургическим предприятием страны.
Первым директором завода был Владимир Крахт - дипломированный инженер хорошо знал литейное дело. У него в этих местах было своё предприятие. В результате он вместе с Голубевыем и Губониным принял участие в создании рельсопрокатного завода. Владимир Крахт руководил работой предприятия почти 20 лет и вышел в отставку в 1892 году.
Кстати, именами Владимира Крахта и Вячеслава Тенишева были названы пароходы, которые строились заводом для нужд Днепровского пароходного общества.
Уже через пять лет после основания, в 1878 году, Брянский завод вышел на высокие показатели - здесь производили два миллиона пудов стали в год, что составляло треть от общего выпуска в стране. Надо сказать, что продукция завода оказалась вне конкуренции - из 47 российских железных дорог 33 были построены из рельсов, произведённых на брянском предприятии.
Качество продукции и выдающиеся успехи в развитии отечественной металлургии были таковы, что в 1882 году завод получил право изображать на своих изделиях Государственный герб Российской Империи - двуглавого орла.
С 80-х годов XIX века происходит переход с преимущественно металлургической продукции на изготовление изделий машиностроения более широкого профиля. В те годы на Брянском заводе были организованы вагоностроение, краностроение, выпуск металлоконструкций, сельскохозяйственное машиностроение, в том числе элеваторы.
В июне 1892 года на Брянском заводе выпустили первый паровоз. Технический прогресс подталкивал осваивать новые виды продукции. В 1910 году Брянский завод выпустил первый отечественный электрический аккумуляторный вагон. Этот электропоезд обеспечивал пассажирские перевозки железнодорожной линии Санкт-Петербург - Царское Село.
Уже в ходе Первой мировой войны 20 апреля 1915 года завод посетил император Николай II.
После революции продукция Брянского завода не потеряла значимости для страны. В феврале 1918 года был изготовлен первый бронепоезд. Вплоть до начала Великой Отечественной войны завод оставался основной базой строительства бронепоездов и бронеплощадок в СССР.
Кроме военной продукции завод выпускал и сугубо мирную - в 1921 году начали изготавливать опытную партию электроплугов - техники, которая на тот момент не имела аналогов в мире. В 1921 году за испытаниями первого электроплуга наблюдал лично Владимир Ленин.
В 1923 году завод был переименован в «Красный Профинтерн». До войны здесь впервые в СССР начали отливать безбандажные колёса Гриффина, которые раньше импортировали из-за границы. Много ещё продукции завода характеризовалось словами «уникальная» и «впервые».
От эвакуации до новых побед
Через десять дней после начала войны, 3 июля 1941 года, началась эвакуация завода в Красноярск. В далёком сибирском городе брянские рабочие наладили выпуск 50-миллиметровых ротных миномётов, сборку гранат. Позже возвращается к выпуску своей основной довоенной продукции - паровозов. Так, в мае 1943 года из цехов вышел первый магистральный паровоз сери «СО».
После освобождения 17 сентября 1943 года Бежицы от немецких оккупантов вышел приказ об организации восстановительных работ на заводе. Окончание войны позволило вернуться к более широкому производству мирной продукции. Так, в 1951 году на заводе начали строить паровые турбины для энергопоездов. Тогда же приступили к изготовлению передвижных паротурбинных электростанций. Первый заводской энергопоезд ЭП-4 вышел из ворот цеха в 1953 году. Он мог обеспечить энергией промышленный город с 50-тысячным населением.
В 1956 году завод получил своё нынешнее название - Брянский машиностроительный завод. И большой победой брянских машиностроителей стало создание в 1958 году маневрового тепловоза ТЭМ-1.
А 1961-й был не только годом первого полёта человека в космос. На БМЗ тогда изготовили первый двигатель ДБ-1 («дизель Брянский») по лицензии датской фирмы. За всё время на заводе собрали и отправили на различные верфи Советского Союза и России более тысячи дизельных двигателей для океанских судов.
В 1969 году заводчане испытали первый отечественный судовой дизель ДБ-10, полностью разработанный и созданный специалистами и рабочими БМЗ. Этот двигатель был установлен на теплоход «Давид Гурамишвили».
Благодаря двигателям, произведённым на БМЗ, многие суда получили «брянские» имена. Среди них - «Бежица», «Брянский машиностроитель», «Брянский рабочий» и другие.
Ко времени распада Советского государства БМЗ был передовым предприятием, где трудилось около 25 тысяч человек. На заводе, который имел партнёрские отношения с предприятиями в различных регионах СССР, производилась самая различная продукция. От вагонов-хопперов и грузовых платформ, 18-тонных коксотушильных вагонов, рудных трансферкаров до 5-вагонных рефрижераторных секций и многого другого. Распад Советского Союза, разрыв производственно-кооперативных связей больно ударили по производству. Изготовление многих образцов продукции было свёрнуто.
От прошлого - к новейшей истории
Двадцать лет назад у БМЗ началось возрождение. В 2003 году он вошёл в состав «Трансмашхолдинга». Для предприятия и его коллектива это означало начало новой жизни. БМЗ получил мощный импульс развития.
Уже в 2005 году в рекордно короткий срок был создан грузовой магистральный тепловоз 2ТЭ25К «Пересвет». В следующем 2006-м разработали тепловоз с асинхронным приводом 2ТЭ25А «Витязь». С 2007-го стартовал выпуск модернизированного маневрового локомотива ТЭМ18ДМ. А в 2015 году началось серийное производство нового грузового магистрального тепловоза 2ТЭ25КМ. За ним последовал 3ТЭ25К2М. На сегодняшний день трёхсекционный тепловоз является самым мощным в России. На своих «плечах» он может вывозить многовагонные составы весом в 7100 тонн в тяжёлых климатических условиях на участках со сложным профилем пути.
В 2021 году на БМЗ создали инновационный четырёхосный модульный маневровый локомотив ТЭМ23.
Сейчас благодаря модернизации станочного парка, созданию высокоэффективной производственной системы мощности БМЗ позволяют выпускать 300 секций магистральных и 250 секций маневровых тепловозов.
300 секций магистральных и 250 секций маневровых тепловозов позволяют выпускать мощности завода.
За вклад в развитие международной торговли и экономического сотрудничества заводу дважды присуждён международный приз «Золотой Меркурий», «Золотая Звезда», международная премия «За коммерческий престиж». За успешное выживание в условиях экономического кризиса коллективу присвоена международная награда «Факел Бирмингема». Неоднократно продукция завода была удостоена диплома конкурса «100 лучших товаров России». Как предприятие-победитель завод получил право использовать специальный знак «Лучший товар России» на упаковке своей продукции.
«Завод стабильно работает и обеспечивает потребность в локомотивах как ОАО «РЖД», так и коммерческих компаний. При этом мы не останавливаемся на достигнутом - под управлением «Трансмашхолдинга» линейка нашей продукции постоянно расширяется, мы осваиваем новые направления работы и совершенствуем производственные процессы. Постоянное движение вперёд - вот основа успешного развития БМЗ. 150 лет - значимая дата и для предприятия, и для заводчан. Именно люди - главная ценность завода. Профессиональный слаженный коллектив - это та движущая сила, которая позволяет предприятию оставаться лидером в своём деле», - говорит генеральный директор Брянского машиностроительного завода Вадим Яковлев.
«Все эти достижения старейшего предприятия Брянщины стали возможны в том числе благодаря повышенному вниманию, уделяемому и федеральным центром, и правительством региона, - добавляет заместитель губернатора Николай Лучкин. - Губернатор Александр Богомаз неоднократно лично посещал БМЗ, поддерживает постоянную связь с руководством завода и холдинга. Уже в этом году вместе с ним на предприятии побывали министр промышленности и торговли Денис Мантуров и полномочный представитель Президента России в ЦФО Игорь Щёголев, которые на месте ознакомились с деятельностью этого прославленного предприятия. И я уверен, что у Брянского машиностроительного завода впереди блестящее будущее!».