Примерное время чтения: 11 минут
382

Земля из космоса как на ладони

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ-Брянск №15 08/04/2020
Фото предоставила Т. Гречишникова. / Из личного архива

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые в мировой истории облетел планету по орбите. Теперь эту дату отмечают как Международный день авиации и космонавтики. Подняться к самым звёздам посчастливилось и нашему земляку, причем целых четыре раза.

Лётчик и космонавт, Герой Советского Союза Виктор Афанасьев родился в Брянске, живёт в Звёздном городке. На малую родину приезжает чуть ли не каждый месяц - в 71 год продолжает управлять автомобилем. Но сейчас, как и рядовые земляне, вынужден отложить путешествия и остаться дома.

Виктор Афанасьев родился в Брянске в 1948 году. Полковник, президент Международной Лиги защиты культуры. 70-й космонавт России и 238-й - мира. Провёл в космосе 555 суток, 7 раз выходил в открытый космос, где в общей сложности провёл 38 часов. Совершил предпоследнюю экспедицию на советско-российскую пилотируемую станцию «Мир» перед её затоплением в 2001 году. Побывал и на ныне действующей Международной космической станции (МКС).
Виктор Афанасьев родился в Брянске в 1948 году. Полковник, президент Международной Лиги защиты культуры. 70-й космонавт России и 238-й - мира. Провёл в космосе 555 суток, 7 раз выходил в открытый космос, где в общей сложности провёл 38 часов. Совершил предпоследнюю экспедицию на советско-российскую пилотируемую станцию «Мир» перед её затоплением в 2001 году. Побывал и на ныне действующей Международной космической станции (МКС). Фото: Из личного архива/ Фото предоставила Т. Гречишникова.

Накануне праздника нам удалось пообщаться с его младшей сестрой - секретарём совета Брянской областной общественной организации «Общество ветеранов авиации» Тамарой Гречишниковой.

Условия, чтобы мечтать

- Тамара Михайловна, вы с братом родились в рабочей семье - мать пекла хлеб, отец трудился токарем. Откуда у вас появилась страсть к полётам?

- В детстве берёза у родительского дома была ещё поменьше, но Виктор с мальчишками залезали на неё и смотрели, как взлетают и садятся самолёты. Старый аэропорт, который сегодня активно застраивается, появился в 1926 году, до 1961-го был военным, затем гражданским и закрылся лишь в 1995-м, когда его перенесли за черту города, в посёлок Октябрьский, где сейчас и находится наша воздушная гавань. А раньше самолёты летали прямо над городом. До 1960-х Советский район заканчивался троллейбусным депо и кладбищем, завода «Кремний» перед ним тогда не существовало, и ничего не мешало обзору. Так, глядя на полёт «железных птиц», брат и захотел сам ими управлять. Он знал: чтобы стать лётчиком нужно иметь хорошие знания и здоровье. Поэтому в школе учился на четвёрки и пятёрки, а после уроков занимался спортом. Раньше в частном секторе асфальта не было, на нашей Карачевской улице стояла огромная лужа, которую зимой мы использовали как каток. А чуть дальше, в оврагах, катались на лыжах и сами сооружали трамплины для прыжков. Играли в футбол «улица на улицу»… Я на четыре года младше брата, мы дружили, вместе росли, так что и мне привилась его страсть к самолётам. К тому же их моделями у нас был забит весь чердак, висели они и под потолком, ведь Виктор занимался в авиамодельном кружке Дворца пионеров.

Тамара Гречишникова родилась в областном центре в 1952 году. Окончила технологический институт в Воронеже по специальности инженер-технолог бродильных производств. Работала в Белгороде на заводе лимонной кислоты, затем ведущим специалистом в Брянском центре стандартизации метрологии, а потом на протяжении 21 года - в различных должностях в области охраны окружающей среды в Брянской городской и областной администрациях.
Тамара Гречишникова родилась в областном центре в 1952 году. Окончила технологический институт в Воронеже по специальности инженер-технолог бродильных производств. Работала в Белгороде на заводе лимонной кислоты, затем ведущим специалистом в Брянском центре стандартизации метрологии, а потом на протяжении 21 года - в различных должностях в области охраны окружающей среды в Брянской городской и областной администрациях. Фото: Из личного архива/ Фото предоставила Т. Гречишникова.

- Как родители относились к такому увлечению?

- Отец у нас воевал с Японией - как в 1939 году призвался служить на Дальний Восток, так только в 1946-м вернулся с фронта. Там в качестве авиационного механика чинил самолёты и отговаривал сына от такой затеи, потому что видел и смерть лётчиков, и их подбитую технику. Но Виктор не послушался и поступил в Качинское авиационное училище в Волгограде.

А я тогда, 15-летней девочкой, решила записаться в аэроклуб ДОСААФа. Там работал родственник, который и рассказал родителям о моём приходе. Они воспротивились, мол, это опасно. А когда поступила в Воронеж на химфак, то стала сама себе хозяйкой и сразу отправилась на местный аэродром. Лётного отделения там, правда, не было, зато начала прыгать с парашютом, который нужно освоить, прежде чем сесть за штурвал. Окончив институт, по направлению приехала в Белгород, где летала на планерах - таких самолётах без двигателей, которые затаскивают на высоту 300 метров, откуда они, как птицы, ищут восходящие потоки воздуха. А потом после болезни умер отец, и мне пришлось вернуться в Брянск, чтобы поддержать мать, оставшуюся в одиночестве. Здесь в аэроклубе занялась самолётным спортом, которому посвятила шесть лет.

- Тогда тоже практиковались на тренажёрах перед вылетом?

- Да. И сдавали много экзаменов, требовалось знать от и до и строение самолёта, и метеорологию, и радиооборудование, и аэродинамику, и действия в случае аварийной ситуации. Потом летали с инструктором, а если он давал добро, то вылетали самостоятельно.

Мой первый полёт состоялся 13 июля 1977 года на Як-12 - на подобном, к слову, наши «ночные ведьмы» бомбили фашистов. Но если взлететь, по большому счёту, каждый может, то правильно приземлиться нужно постараться. Вы видели, какие случаются аварии с пассажирскими самолётами, когда они несколько раз становятся «на козла». А у меня посадка хорошо получалась.

- А какие возможности сейчас у ребят, желающих попробовать себя в качестве пилота?

- У нас было четыре самолётных звена, в них - по 10 постоянно занимающихся ребят, в том числе девочки. В сезон каждый летал минимум 30 часов, и всем хватало и бензина, и стартовых завтраков, ведь на голодный желудок нельзя за штурвал. В Советском Союзе всё это предоставляли бесплатно.

Сегодня такое удовольствие может позволить себе разве что «золотая молодёжь», ведь один 10-минутный полёт по кругу стоит 2 тысячи рублей, а прыжок с парашютом - 3,5 тысячи. Хотя курсантам Дятьковского кадетского корпуса позволяются бесплатные прыжки с парашютом, но не более трёх, и то при наличии финансов в аэроклубе.

Параллельная реальность

- Первый из четырёх полётов в космос Виктор Михайлович совершил уже накануне развала той великой страны, в конце 1990 года, незадолго до перестройки. Причём экспедиция стала первой коммерческой. Как ему удалось оказаться командиром международного экипажа?

- В 1970-м окончил авиационное училище и в группе советских войск отправился служить в Германию, в лётную часть. Потом вернулся и в 1976-м поступил в Центр подготовки лётчиков-испытателей. А освоив программу и сдав экзамены, сам стал лётчиком-испытателем. Долгое время служил в НИИ им. В. П. Чкалова, под Ахтубинском. Там проводили отборы лётчиков в космонавты, но в первый приезд комиссии Виктор был в командировке, а в следующий раз ему повезло. Так и попал в отряд космонавтов и Звёздный городок, а руководителем подготовки к полёту в космос был Алексей Леонов.

«Неописуемый восторг вызывает вид нашей голубой планеты. При этом заметно всё, что на ней происходит: и войны, и пожары, и наводнения… Как говорится, большое видится на расстоянии, и именно в космосе особенно понимаешь, насколько важно беречь планету и мир на ней».

А коммерческим полёт стал, потому что в состав экипажа вошёл 48-летний японский тележурналист Тоехиро Акияма. На орбите он провёл несколько суток и вернулся с другим экипажем, но постоянно вёл оттуда репортажи, особенно когда пролетал над своей страной, потому что в этот момент хорошо ловила связь. Если виток вокруг земного шара занимает полтора часа, то такой сигнал длится всего несколько минут. Наши журналисты тогда очень обиделись, что первыми в космос полетели не они.

Кстати, в день старта, 2 декабря, исполнилось 16 лет сыну Виктора Михайловича Вячеславу, он тоже стал лётчиком, но гражданской авиации. А дочь Юлия - экономист.

- Какое впечатление на него произвёл космос?

- Сказал, неописуемый восторг вызывает вид нашей голубой планеты. При этом заметно всё, что на ней происходит: и войны, и пожары, и наводнения… Как говорится, большое видится на расстоянии, и именно в космосе особенно понимаешь, насколько важно беречь планету и мир на ней.

- Как узнали, что брат летит в космос?

- Папы не стало за 15 лет до этого события, а нам с мамой о предстоящем полёте рассказал Юрий Лодкин - тогда ещё не губернатор, а корреспондент ТАСС, приехавший сфотографировать перед полётом Витю, проводившего у нас в августе отпуск. Но он молчун, никогда ни о чём не объявляет.

Мы гордились им, но волновались. Мама не сразу всё осознала, а потом стала понимать и близко принимать всё к сердцу. В третьем полёте оно не выдержало, о чём Виктору сообщили лишь через несколько дней, и он сильно переживал, что не смог с ней проститься…

Миссия выполнима?

- Виктор Михайлович считает, что на Луну человек не ступал. А тут люди хотят отправиться на Марс. Это реально?

- Во втором полёте вместе с ним работал врач из Тулы Валерий Поляков. Он оставался в космосе три основные экспедиции, чтобы оценить, как организм перенесёт полтора года в невесомости, ведь именно столько должен длиться полёт на Марс. Так что исследования в этом направлении есть. А вот состоится ли подобная экспедиция - покажет время.

- Пока это отдалённая перспектива. Зато вскоре должны выделить деньги на возрождение брянского аэропорта. Как считаете, он обретёт снова «крылья»?

- Раньше на Ан-2 летали даже в районы области, там взлётная полоса не требовалась, хватало ровного отрезка грунтовой дороги. Активное воздушное сообщение существовало по всему Советскому Союзу, причём такие передвижения могли позволить себе даже «бедные студенты».

Теперь своих самолётов не осталось, да и тех, кто способен готовить пилотов - считанные единицы, лётные училища закрываются... А ведь авиация всегда была в стране ведущей отраслью промышленности, и надо её возрождать.

Что касается Брянска, то лёгкая на подъём молодёжь готова летать отсюда на отдых и в Сочи, и в другие страны. Так что перспективные направления имеются. Но они пока не такие доступные, как многим хотелось бы, из-за того, что нам приходится сотрудничать с чужими авиакомпаниями.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах