Лаконичности модных коллекций и полёту фантазии начинающих дизайнеров может позавидовать любой взрослый. Поговорим с Элиной СУРЖИК, руководителем театра, о законах детской моды, о том, почему закрывают кружки декоративно-прикладного искусства, и как ей и её юным воспитанницам удалось покорить своими нарядами самого Вячеслава Зайцева.
Привычка из детства
Ольга Момот, WWW.BRYANSK.AIF.RU: - Элина Викторовна, скажите, остались ли ещё дети, которым интересно что-то создавать своими руками?
Элина Суржик: - У меня сейчас 30 воспитанниц, младшей из которых нет ещё и четырёх лет, и все они с нетерпением ждут весны, когда мы начинаем работать над новой коллекцией. Вы даже не представляете, с каким энтузиазмом и задором девочки подходят к продумыванию образа, а потом и созданию наряда. Думаю, таких детей могло бы быть больше, если бы в школах на уроках труда больше внимания уделяли декоративно-прикладному творчеству. Всё ведь идёт из детства. Раньше на домоводстве будущих жён и матерей учили не только готовить, но и шить и вязать.
- Сегодня и кружков днём с огнём не сыщешь, хотя спрос на вещи, сделанные своими руками, наоборот, только растёт…
- Но ведь создавать костюм - довольно трудоёмкая работа, тем более для ребёнка. Сколько времени ребятам приходится корпеть над коллекцией?
- Мы ни за кем не гонимся. Главное ведь - не количество, а качество. Обычно это одна коллекция в год, с которой мы потом выступаем и ездим на конкурсы. И если над идеей мы работаем все вместе, то над её воплощением - каждый индивидуально. Все стараются сделать лучше, поэтому заставлять кого-то что-то переделывать, если есть изъян, не нужно. Они сами находят и исправляют свои ошибки. Но сшить костюм - ещё полдела. Его нужно грамотно представить. И здесь свои сложности.
Как у взрослых
- Детская мода принципиально отличается от взрослой?
- Разумеется, критерии оценки совершенно другие. Если в обычных коллекциях члены жюри в первую очередь смотрят на фактуру и качество выполнения работы, обращают внимание на цветовое, композиционное решение, то в детских судят по трём главным параметрам: идейность, подача и музыкальное сопровождение. К тому же не стоит забывать о том, что все костюмы шьют сами юные модели с минимальной поддержкой родителей. Было бы несправедливо ставить их в один ряд с нарядами профессиональных кутюрье.
- На протяжении последних нескольких лет вы - постоянный гость на таком престижном фестивале моды, как «Chapeau», где председательствует легенда российской моды Вячеслав Зайцев, расскажите, чем вы его «зацепили»?
- Попасть на «Chapeau» для российских театров моды действительно большая удача, так как количество участников всегда строго ограничено, а стать его завсегдатаями - радость вдвойне. Для нашего коллектива этот фестиваль и правда - целое событие, к которому мы готовимся почти год и практически каждый раз уезжаем из Москвы с дипломами и подарками. Думаю, Вячеслава Зайцева нам удалось привлечь русской тематикой, которая является ведущей в большинстве наших коллекций.
- Неужели за всю историю театра никто так и не изъявил желания приобрести ту или иную коллекцию для массового пошива?
- В таких масштабах нами пока не интересовались, но в прошлом году был один курьёзный случай. Мы как раз были в Орле, где представляли коллекцию костюмов в пастельных тонах, разбавленных белыми шапочками, носочками и перчатками. Наряды настолько приглянулись жюри, что после подведения итогов они попросили продать некоторые их них для своих детей, даже несмотря на то, что швы на платьях, по понятным причинам, неровные, да и качество материла не самое лучшее. Тем не менее никто из девочек-авторов не захотел расставаться со своими платьями, первым «заказчикам» пришлось отказать.
Хобби вместе с дочкой
- Как складывается судьба ваших воспитанниц в дальнейшем? Кто-нибудь уже прославил ваш театр за пределами региона?
- Профессиональный путь дизайнера пока, к сожалению, ещё никто не выбрал, но не для одной из девочек занятия не прошли впустую: кто-то открыл в себе талант к хореографии, кто-то к музыке или игре в театре. Ну а о том, что многие продолжают шить для себя, даже не говорю. Одни из моих первых учениц, им сейчас обеим по 19 лет, до сих пор ходят ко мне на занятия, но уже в качестве помощниц. Учат справляться с ниткой и иголкой подрастающее поколение. Кто знает, может, смену себе ращу. Что касается значимых достижений, то наши воспитанницы удачно выступают на престижных конкурсах моды и профессиональных моделей. Например, не так давно сразу три девочки участвовали в детском варианте «Мисс Россия». Все они получили свои номинации, а одна из них стала вице-мисс.
- Почему же, ребята к нам тоже приходили. Правда, хватало их ненадолго. За всю историю театра таких «лазутчиков» было всего двое. И оба больше хотели стать моделями, нежели дизайнерами.
- Как к такому увлечению относятся родители ваших воспитанниц, большинство детей так нагружены в школе, что на творчество часто не остаётся ни времени, ни сил?