О таких людях говорят: человек - эпоха. Около тридцати лет Павел Ивасюк проработал начальником отдела кадров Южных электрических сетей Брянскэнерго. Коллеги помнят Павла Петровича как грамотного, ответственного руководителя, доброго и отзывчивого человека, главным жизненным принципом которого была требовательность во всём. Прежде всего к самому себе.
Павел Петрович прожил долгую, непростую жизнь, прошёл всю войну. Он был призван в армию 3 июня 1941 года и направлен в авиационную школу механиков. Там он, деревенский парнишка, впервые в жизни увидел самолёт. Последние две недели мирной жизни, вспоминает он, прошли в неутомительных армейских хлопотах. Жили в палатках на берегу озера. Занимались согласно распорядку специальной и строевой подготовкой, физо, ходили на политзанятия. Война резко поменяла ритм и стиль жизни: палаточный лагерь свернули, переехали в казармы. Были отменены все занятия, за исключением тех, что связаны с обслуживанием самолётов. А этим занимались по двенадцать часов ежедневно.
Учили нас самолёту И-16, а на вооружении полка стояли МИГ-3
В середине сентября подготовка закончилась, и их распределили по эскадрильям. Павел Петрович был направлен в 34-й истребительный полк 6-го авиационного корпуса ПВО, который располагался на аэродроме Внуково, откуда к тому времени эвакуировали все гражданские самолёты. Перед истребителями стояла задача прикрывать воздушные подступы к столице. - «Специалисты мы были «зелёные», - вспоминал Павел Петрович. - Да к тому же учили нас самолёту И-16, а на вооружении полка стояли МИГ-3. Но общая техническая подготовка, конечно, помогла освоиться. Да и в полку было много опытных механиков, которые сразу же взяли над нами шефство. К зиме я уже поднабрался опыта. Линия фронта между тем неуклонно приближалась к Москве. Лётчики полка всё чаще вылетали на перехват бомбардировщиков. Пилоты были в полку опытные, с большим налётом, поэтому с фашистами сражались на равных. Благодаря хорошо поставленной воздушной разведке и умению лётчиков нередко вражеские налёты удавалось пресекать ещё на подступах к Москве. Немцы пытались ликвидировать помеху. Начались интенсивные бомбардировки аэродрома».
- «Маскировка, - вспоминал Павел Петрович, - была у нас на хорошем уровне. Самолёты прятали в лесу, что был неподалёку от взлётной полосы. И ни один из них во время налётов не пострадал. А вот аэродромная обслуга нередко попадала под бомбы».
Однажды на его глазах погиб старшина. Немец выскочил из-за леса и прицельно метнул бомбу в бегущего к укрытию сверхсрочника. Она разорвалась в десятке метров от Ивасюка, и если бы он за несколько секунд до этого не залёг, то, скорее всего, задело бы и его.
В ноябре фронт находился от их аэродрома уже в тридцати километрах. Однажды поступила информация о том, что немецкие танки прорвались через линию фронта и движутся в их направлении. Аэродромной обслуге раздали винтовки и гранаты. Но прорыв ликвидировали. В эти тяжёлые месяцы Ивасюк потерял своего лётчика. Старший лейтенант Потапов улетел на разведку и не вернулся. Больше о нём в полку ничего не слышали.
Павел Петрович вспоминал такой случай. Капитан Мирошниченко, в одиночку сражаясь с шестью немецкими самолётами, не дал им возможность прицельно сбросить бомбы, преследовал, но был подбит и совершил вынужденную посадку на нейтральной полосе. Шасси не вышло, и самолёт пришлось сажать «на брюхо». Вечером он связался с полком и сообщил, где находится самолёт. Машину надо было забрать до утра, потому что днём он был хорошей целью для вражеской артиллерии. В экстренном порядке создали бригаду, куда включили и Павла Петровича. Когда начало смеркаться, на нескольких машинах - бортовой, компрессорной, тягаче - выехали в указанный район. Неподалёку от места аварийного приземления их встретило боевое охранение пехотной части. Проводило на передовую. Сначала к самолёту выдвинулась разведка. Солдаты осмотрели местность, заняли боевую позицию на случай, если вдруг появятся немцы. Затем колонна без огней осторожно двинулась в сторону немецких позиций. Где-то неподалёку шёл бой, и это перекрывало гул моторов. Под самолёт подложили надувные мешки и накачали их воздухом. Когда фюзеляж приподнялся, под него подвели ложные шасси (катки, предназначенные для транспортировки самолёта на буксире) и тронулись в обратный путь. Самолёт долго ремонтировали - заделывали пробоины, перебирали двигатель. Однако благодаря техникам он вернулся в строй и ещё повоевал, как и многие другие самолёты, которые возвращали в строй и готовили к полётам механики. Особенно тяжело приходилось им в морозы. А наивысшее напряжение боёв под Москвой как раз пришлось на декабрь 1941 года.
Этот военный период жизни Павла Петровича отмечен медалью «За оборону Москвы». Потом были другие места службы. Приходилось обслуживать ему и технику, поставляемую по ленд-лизу, и отечественные истребители ЛА-5, а после окончания войны - реактивные машины.
После войны Павел Петрович сдал экстерном экзамен в Харьковском военно-авиационном техническом училище и стал офицером, ушёл в запас майором.
В 2017 году в рамках патриотической акции МРСК Центра «Я помню! Я горжусь!» сотрудники Брянскэнерго сняли сюжет о Павле Петровиче Ивасюке.
Работники Брянскэнерго, которым посчастливилось работать вместе с Павлом Петровичем, и молодые энергетики, перенявшие бесценный опыт работы у профессионала своего дела, будут хранить память об этом уникальном человеке. Он с честью и достоинством отстаивал интересы своей страны в нелёгкие годы войны и посвятил свою жизнь развитию энергетической отрасли в мирное время.