Единственный капитал, который не отнять у человека, - это его знания. И профессионалы всегда в цене. Ставку сейчас делают на технических специалистов, способных создавать материальную и виртуальную реальность.
Таких «строителей будущего» готовят за счёт государства. Количество бюджетных мест в инженерные вузы растёт, но школьники не слишком охотно изучают точные науки. А на них и держится производство, без которого обществу просто нечего будет потреблять.
Как завтрашним студентам уже сегодня определиться с первым высшим образованием и почему не все смогут переучиться? Об этом и не только мы поговорили с ректором Брянского государственного технического университета (БГТУ) Олегом Федониным.
Физика и лирика
Елена Дорошенкова, «АиФ-Брянск»: Олег Николаевич, в Брянской области ваш университет больше других получает бюджетных мест. По каким специальностям?
Олег Федонин: Нужны специалисты в машиностроении, в том числе в проектировании автоматизированных систем, их наладке; в вычислительной технике; электронике; радиотехнике и остальных способах связи; в программировании и защите информации. В этом учебном году мы зачислили ребят на все бюджетные места. Их в 2022-2023 году будет на 150 больше - 1465. Увеличится численность студентов именно по инженерным направлениям - техническим и высокотехнологичным (IT).
- В сентябре вузы столкнулись с недобором даже на бюджет. Удастся этой осенью собрать столько желающих изучать трудные предметы?
- Нам тоже пришлось объявлять два дополнительных набора. Но сложности можно сказать систематические. Хотя мы пытаемся убедить ребят, что сдавшие в школе физику и информатику с вероятностью почти 100 процентов будут бесплатно зачислены в вуз - таких абитуриентов традиционно дефицит. Но набираем выпускников техникумов и колледжей, иностранцев - учатся у нас представители 24 стран, помимо России. Что касается граждан других государств, то одна половина этих специалистов остаётся в нашей стране, а другая возвращается к себе на родину, чтобы, как правило, успешно строить там карьеру - полученных знаний для этого достаточно.
- В регионе 11 центров технического образования, где школьники дополнительно изучают физику, математику, информатику, чтобы подготовиться к поступлению в вуз. Дети этой возможностью пользуются?
- Да, начиная с 8-го класса желающие проходят такое обучение. Посещают его стабильно около трёх тысяч человек, но подготовка длится четыре года, до окончания 11-го класса, и выходит, что ежегодно центры выпускают примерно 600 человек. Часть из них поступает в другие вузы области, кто-то уезжает из региона в ту же столицу. Так что одними центрами потребность не закрыть. Нужно усиливать базовую школьную подготовку. По нашей оценке в районах Брянщины не хватает профильных учителей по физике, математике, информатике. Должен расти престиж этих педагогов, чтобы люди хотели ими становиться. И чтобы родителям не приходилось нанимать репетиторов.
Конечно, можно сдать обществознание или литературу и поступить в институт. Но важно понимать, что потом переучиться из гуманитария в технаря почти невозможно. На курсах переподготовки мы из слесаря сделаем токаря, из гидравлика - программиста, а вот из журналиста автоматчик вряд ли получится. Зато из инженера вполне может выйти корреспондент.
А вообще нужно готовить универсальных выпускников, как в советское время. Хочется всё-таки, чтобы в школах был не единый экзамен, а минимальный их набор. В который, на мой взгляд, должен входить родной язык, история, математика, химия и физика. Сейчас обязательный только русский, а математика может быть базовой, но с таким её уровнем далеко не уйти. Думаю, правительство это тоже понимает.
- А ведь подразумевалось, что такой срез знаний, как ЕГЭ, наоборот, поможет ребятам поступить в любой вуз.
- Выпускники отправляют свои результаты в престижные столичные вузы и проходят туда. Но важна ведь не корочка о высшем образовании, а те знания, которые получил молодой специалист. Если брать технические направления, то без производственной практики они немыслимы. А какие предприятия остались в Москве и Подмосковье? Из трёх десятков заводов действуют единицы, этого количества недостаточно для подготовки инженеров. По сути, в столичных вузах эту профессию изучают в теории, так сказать, на пальцах.
Довести до ума
- Где брянские студенты набираются опыта?
- В этом плане у нас образцовое сотрудничество с группой «Кремний Эл». Будущих специалистов для этого предприятия мы отбираем ещё в средней школе - ориентируем ребят на профильные классы. Выбирая направление микроэлектроники, они уже понимают, куда пойдут работать. Дети взаимодействуют с производством, видят его суть. И целенаправленно поступают в вуз, чтобы уже со средних курсов трудоустроиться на предприятии на полставки. Есть там и своя кафедра, где студенты параллельно учатся - их распределяют по видам деятельности: одни станут конструкторами, разработчиками, другие технологами, третьи будут управлять оборудованием. Дипломные работы ребят ориентированы на конкретные задачи предприятия. Для него мы выпускаем фактически действующих сотрудников.
С другими заводами тоже взаимодействуем в разной степени: БМЗ, «Электродеталь», «Автозавод», «Бежицкая сталь».
- «Кремнию» надо каждый год столько сотрудников?
- Он может принимать на работу ежегодно 15-20 человек. Во-первых, люди переезжают, уходят на пенсию, то есть происходит естественный круговорот трудовых ресурсов. А во-вторых, изначально мы сотрудничали только по микроэлектронике, а теперь возникла потребность и в операторах станков числового программного управления (ЧПУ), в программистах, автоматчиках, энергетиках по силовой электронике. То есть перечень направлений для взаимодействия растёт.
- Говорят, наиболее востребованы программисты. Даже шутка появилась: «Я не стану указывать ребёнку, какую профессию выбрать. Он выучит тот язык программирования, который захочет». А что по этому поводу думаете вы?
- Думаю, что талант находит выход, и прирождённых программистов видно сразу. Как и графических дизайнеров, например. Первые изучают код программы - подставляют в него другие значения и переписывают или придумывают свои «формулы» и создают новые программы. Вторые изучают возможности приложений, чтобы пользоваться ими - рисовать внешний вид сайта, панели управления. Но родители нередко считают, что ребёнок хорошо знает компьютер, когда он просто играет на нём в «стрелялки».
Да, способные ребята займут своё место под солнцем. Но если многие устремляются в одну сферу, то растёт конкуренция и повышаются требования к кандидатам. Такой тщательный отбор пройдут единицы.
Другое дело, что представитель любой инженерной специальности должен сегодня разбираться в программном обеспечении, быть в некотором смысле «айтишником». Так, станочник не вручную вырезает деталь, а настраивает оборудование, которое создаёт изделие. Конструктор больше не чертит на ватмане карандашом, а проектирует в графических редакторах.
Но у молодёжи своя мода на профессии. Работодателям нужны специалисты в области материаловедения, термообработки, закалки; мастера по газовому оборудованию и гидросистемам; литейщики, теплотехники. А ребятам эти специальности кажутся неинтересными.
И это показательный момент: к будущей работе душа должна лежать. Если подросток не представляет, какому делу хочет посвятить жизнь, то какая разница, на кого он пойдёт учиться? Лучше, конечно, если это будет одна из инженерных специальностей, ведь гуманитариев и так переизбыток. К тому же технические знания можно применить в любой отрасли. Автоматизация касается не только заводского производства, это и автоматические ворота, системы видеонаблюдения и включения приводных датчиков, регулировки температуры в помещении, движения лифтов, транспортировки сырья, розлива жидкости...
Не часть, а целое
- Из технарей и управленцы грамотные получаются...
- Именно. Сейчас проявилась такая проблема. Люди проработали на предприятии до 30, 40 лет, и им предлагают карьерный рост - руководить отделом, цехом. Но они имеют историческое, филологическое, экономическое или, скажем, социологическое высшее образование. О технических тонкостях производства представления не имеют. Приходят к нам и просят за три месяца переподготовки дать им базовые знания, провести ликбез. Но этого недостаточно, чтобы разобраться во всех нюансах. Вникать в них надо в условиях конкретного производства, исходя из его специфики. Поэтому руководителям среднего и более высокого звена нужно изначально иметь профильное образование. Тогда будет понимание многих очевидных для инженера вещей: зачем покупать дорогой инструмент, если есть дешёвый; брать один станок вместо пяти; использовать качественное сырьё и расходные материалы, когда можно сэкономить?
- И всё же какие специальности в университете особенно популярны?
- Выбор зависит от стремлений отдельного абитуриента и общего настроя подростков и носит сезонный характер. Но всегда идут на энергетическое машиностроение, то есть турбиностроение для газовой и нефтяной промышленности. Востребованы теплоэнергетики для жилищно-коммунального хозяйства, специалисты по автоматизации подъёмного оборудования, по защите информации.
- Олег Николаевич, инженеры действительно хорошо получают?
- Нашим выпускникам по 50 тысяч платят. Молодёжь может рассчитывать на такие суммы, но стартуют с них только лучшие специалисты. Остальным придётся начинать с меньших зарплат.