Примерное время чтения: 5 минут
156

Такси как роскошь. Почему дорожают услуги частных извозчиков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Брянский выпуск 30/08/2023
Новый закон не должен сказаться на тарифах. На ценообразование влияет, скорее, растущая стоимость бензина, полиса ОСАГО, автомобилей и техобслуживания.
Новый закон не должен сказаться на тарифах. На ценообразование влияет, скорее, растущая стоимость бензина, полиса ОСАГО, автомобилей и техобслуживания. pixabay.com

С 1 сентября вступает в силу закон о такси - их деятельность ранее никак не регулировалась. Чего ждать от нововведений перевозчикам и пассажирам?

Цены уже выросли…

Так называемых бомбил из 90-х, работающих на себя, почти не осталось. Водители сегодня сотрудничают с агрегаторами, которые собирают онлайн-заказы от людей и распределяют эти заявки между машинами-партнёрами. В Брянской области три таких посредника - местная компания «Городское такси» и две федеральные: «Яндекс Go» и «Maxim». Последняя, к слову, не получила в Брянске такого развития, как в соседнем Курске, к примеру.

В 2 раза подорожал проезд в такси, и дело не только в сезонном факторе.

«Заказываю такси в приложении, и стоимость поездок в последнее время выросла в два с лишним раза - за одно и то же расстояние раньше брали 100-150 рублей, а теперь 250-350 рублей», - говорит горожанка Анастасия Самашева.

Впрочем, рост тарифов с новым законом не связывают. Сказалось тут чуть ли не еженедельное подорожание стоимости бензина. И по прогнозам в ближайшей перспективе литр топлива может ещё подскочить из-за повышения акцизы. Имеет место и сезонный фактор - летом водители традиционно уходят в отпуск и количество машин на линии сокращается, а спрос на них остаётся прежним. Чтобы привлечь таксистов, агрегаторы и увеличивают стоимость перевозок. 

«У меня родился второй ребёнок плюс взял квартиру в ипотеку, поэтому работать приходится много. Летом действительно заказов больше. Так, если в мае «грязными» получил 65 тысяч, то в июне - уже почти 90 тысяч. Но часть этих денег ушла агрегатору, имеющему свой процент, потратился на бензин и налоги как самозанятый. Кроме того, с каждой смены откладываю на ремонт и техобслуживание. «Чистыми» осталось чуть больше 40 тысяч и около 57 тысяч соответственно. Но столько получают далеко не все - у меня просто хороший рейтинг, поэтому и заявок выше среднего», - делится брянский таксист Евгений Кривцов.

Мужчина признаётся, что и так трудится официально - имеет действующее разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. А значит, для него особо ничего не изменится, отмечают специалисты. Тем же, кто с 1 сентября только решит выйти из тени, придётся оформить ряд документов, но сама процедура легализации упростится.

…и поднимутся ещё

Фото: Общественный совет по развитию такси

«С 1 сентября в России должна заработать большая автоматизированная база по учёту заказов такси - Федеральная государственная информсистема (ФГИС) «Легковое такси». Её разработкой занимается Министерство транспорта совместно с субъектами страны. В эту систему регионы будут вносить информацию по трём реестрам: перевозчиков, автомобилей и служб заказа такси - так официально теперь будут называться агрегаторы, которые раньше оформляли свою деятельность как информационные службы», - поясняет руководитель пресс-службы Общественного Совета по развитию такси Екатерина Киселёва.

Если у таксиста есть выданное по старым правилам, но действующее разрешение на перевозки, то информацию автоматически внесут в два новых реестра - автомобилей и перевозчиков. Остальным придётся подать заявление на электронное разрешение в департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области, который займётся ведением региональных реестров. Разрешения на перевозки таксистам теперь будут выдавать бесплатно - это прописано в федеральном законе. А включить автомобиль в реестр такси смогут не только владельцы машины, но и те, кто взял её напрокат - на основании договора аренды.

Сейчас таксистам обязательно иметь ИП - даже тем, кто платит налоги по низкой ставке как самозанятый. А с вступлением в силу нового закона достаточно быть только самозанятым. Но без ИП придётся заключать с агрегатором договор - он потребуется при получении разрешения на деятельность. В этом случае служба заказа должна будет контролировать режим рабочего времени такого самозанятого таксиста и отключать его от заказов, чтобы избежать переработки.  

А ещё с 1 сентября агрегаторы обязаны не просто сами входить в региональный реестр служб заказов, но и следить за двумя другими реестрами - только включённые в них перевозчики и автомобили смогут получать заказы. Из-за чего, считают некоторые, с осени на линии опять возникнет дефицит такси, а тарифы снова повысятся.

«В самом начале на рынке перевозчиков возможно некоторое волнение, но оно не повлияет существенно на ценообразование. На тарифах сказываются, скорее, другие факторы. В частности, очень дорогая страховка такси - в прошлом году стоимость полиса ОСАГО трижды повышалась и составляет от 40 до 60 тысяч рублей. Из-за санкций подорожали и сами автомобили - некоторые регионы заявляют о росте цен на 40-60%, причём не только на новые, но и на подержанные машины. Сложно купить запчасти, дорожает обслуживание легковушек. Это в большей степени и влияет на стоимость такси», - считает Екатерина Киселёва.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах