Примерное время чтения: 7 минут
93

Сильная половина «Дружбы»

В последнее время грань между «мужскими» и «женскими» профессиями почти стерлась. Даже среди машинистов поездов встречаются женщины. И тем не менее остаются сугубо мужские во всеобщем представлении специальности.

Неизменно в этот список входят пожарные, космонавты, автомеханики, дальнобойщики, шахтеры и… нефтепроводчики. Профессионалы, имеющие дело с транспортом черного золота, должны обладать недюжинной силой, инженерным складом ума и выдержкой. Особенно так называемые «линейщики», работающие на трубопроводах «в полях». В любую погоду: мороз, зной и снегопад они несут свою службу. Накануне главного мужского праздника мы встретились с представителями «сильной половиной» компании «Транснефть-Дружба».

Слышно издалека

В Центральной ремонтной службе Брянского районного управления «Транснефть-Дружбы», где трудится Павел Бабанов, коллектив мужской. Даже звучит профессия Павла весьма сурово, по-мужски – машинист передвижных насосных установок. Среди своих ее называют проще «машинист по откачке нефти».

«Именно с нас все начинается, -- с гордостью замечает Павел Александрович. --  При любых плановых или экстренных работах нужно сначала освободить от остатков нефти или дизтоплива вырезаемый участок трубы. Это необходимо во избежание утечки в окружающую среду. Забота об экологии – один из приоритетов компании, и ко всему, что с ней связано, относятся очень трепетно».

Павел Бабанов имеет дело с крупной техникой – передвижной насосной установкой.  Она большая, тяжелая и громкая. Гул слышен издалека, за несколько километров. Во время работы машинисту нельзя отходить от установки ни на минуту, быть рядом круглосуточно.

Мечта машиниста

«Слава богу, прогресс не стоит на месте, -- улыбается Павел Бабанов. – У нас в компании уделяют внимание модернизации, техническому прогрессу. Появились передвижные насосные установки ПНУ-3 -- настоящая мечта машиниста. Во-первых, они оснащены кабиной для специалиста, где тепло и сухо. Во-вторых, там есть монитор, на который выводится информация обо всех параметрах: давлении в трубе на входе и выходе, температуре двигателя, работе насоса».

Неотъемлемая часть работы машиниста – командировки. За время работы в Центральной ремонтной службе Павел побывал в Самаре, Пензе, Тамбове, Удмуртии… Участвовал в проведении работ на легендарном БТС-2. Балтийская трубопроводная система связала нефтепровод «Дружба» с российскими портами на Балтийском море. Брянский машинист Павел Бабанов прошел практически весь путь БТС-2 от Унечи до порта Усть-Луга на Балтике,  порядка 800 километров. «Я рад, что приложил руку к такому знаковому для страны объекту», -- отмечает специалист.

Внимательным и осторожным

«Компания открыла передо мной совершенно новые перспективы, помогла осуществить давнюю мечту, -- подключается к разговору еще один сотрудник Центральной ремонтной службы, электромонтер Алексей Гизиков. – Прежде я был предпринимателем, но всегда интересовался профессией электромонтера. Благодаря компании бесплатно прошел обучение в Чувашии. В течение десяти месяцев с нуля осваивал тонкости профессии, да еще и получал стипендию».

Конечно работа непростая. Большую часть времени Алексей трудится в полевых условиях. Подает электричество для всего задействованного при ремонте трубопровода оборудования: насосного, сварочного, электроинструмента. Проводит осмотры и устраняет неисправности, чтобы все работало как часы. «Всегда надо быть на чеку, осторожным и внимательным, -- говорит специалист. – Работать приходится и при осадках, сами понимаете, дождь и электричество – взрывоопасная комбинация. От моей ответственности зависит жизнь: не только моя, но и окружающих».

Сотрудник отмечает, что ежедневный труд существенно облегчает автоматизация процесса. Постоянно появляется что-то новое и полезное. «Недавно к нам пришли передвижные ремонтные мастерские на основе КАМАЗА, -- рассказывает Алексей Владимирович. – Этакая внушительная станция на колесах». В ней и дизельная электростанция, и мастерская, и еще целый прицеп с оборудованием. А вдобавок бытовка для отдыха персонала. Кстати, к обеспечению бытовых условий подходят очень серьезно: вместе с командированными «в поля» отправляют передвижную кухню и даже вагон-сауну.

МРТ для… труб

Профессия линейного трубопроводчика на слуху. Одна из самых основных в нефтяной отрасли и самых что ни на есть «мужских». Сергей Шпиньков справляется весьма успешно. «Все знают, что такое МРТ, и у нас тоже есть свое МРТ только для труб, -- удивляет специалист. – Это машина для безогневой резки труб. Она используется, когда надо удалить поврежденную часть трубопровода, чтобы не допустить взрыва».  Вес каждой машины больше ста килограммов! А их на трубе может одновременно находиться до пяти штук.  Работа так кипит, что даже цепи, на которых висят установки МРТ, иногда рвутся от напряжения.

Основные работы на трубе проводятся в котловане, на глубине 2 -- 3 метров, а то и на 6 -- 8 метрах под землей. Перед тем, как специалисты опустятся в котлован, обязательно проводятся пробы загазованности. Концентрация паров нефти в воздухе не должна превышать 300 миллиграммов на кубометр. Если показатель выше, пары выдувают специальными вентилятором.

Ювелирная точность

Пока другие дети слушали сказки, Сережа Поярков – разговоры родителей о тонкостях нефтяного дела. Электрогазосварщик Брянского районного управления «Транснефть-Дружбы» Сергей Поярков – потомственный нефтепроводчик. Отец и мать трудились в этой же компании, причем папа тоже сварщиком. Именно он помог освоить сыну тонкости традиционно мужской профессии.

Нефтяные трубы большие, диаметр некоторых достигает 1,0-1,2 метра в ширину – человек может пройти. При этом сварка труб зачастую требует ювелирной точности. Зазор между соединяемыми трубами должен быть всего 2,5 – 3 миллиметра. Если допустить оплошность, шов не пройдет экспертизу. Поэтому от сварщиков требуется максимальная кропотливость и ответственность. «Каждый шов делается в три этапа. Иногда мы обвариваем трубу в одном месте по восемь раз, чтобы быть уверенными в качестве ее эксплуатации. Безопасность превыше всего», -- подчеркивает специалист.

С горящими глазами Сергей Поярков говорит про новое оборудование. «У нас в арсенале появился дистанционный пульт для регулировки сварочного тока, -- рассказывает газоэлектросварщик. – Он беспроводной, подключается по вай-фай». Пульт заменил огромное количество проводов, которые раньше, подобно клубкам змей лежали в котловане вокруг сварщиков. Провода разматывали вчетвером. Насколько удобнее стало, не передать словами.

От Когалыма до Тихого океана

Уже 40 лет работает на нефтепроводе Борис Александрович Киреев. Машинист трубоукладчика строил газонефтепроводы даже в Иране, а также на Украине, в Казахстане и по всей России до самых северных широт -- Когалыма и Сургута в Ханты-Мансийском автономном округе. Борис Александрович рекордсмен – на его счету 11 командировок в Якутию. Больше в компании нет ни у кого.

Особую гордость машинист трубоукладчика испытывает от того, что сумел поучаствовать в строительстве знаменитой линии ВСТО – нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Направление открыло новую страницу в поставках нефти на Дальний Восток и в страны Азии. Борис Александрович получил медаль (как сам он скромно говорит, знак) за участие в строительстве этой важной магистрали. А три года назад был удостоен заслуженного звания почетного нефтяника.

При возведении ВСТО работать приходилось в экстремальных условиях, демонстрируя всю силу характера, выдержку и закалку. Причем, закалку как в переносном, так и в прямом смысле: морозы достигали минус 60. «Порой и медведи к нам выходили, сам не раз их видел», - вспоминает машинист.

Командировки в трудовых буднях Бориса Киреева и сейчас не редкость, скорее обыденность. В среднем длятся по 45 дней. За последние два года машинист трубоукладчика провел дома в лучшем случае в совокупности три месяца. Но о выборе профессии не жалеет. «Вся моя жизнь – труба, -- улыбается Борис Александрович. – И менять ее я ни на что не собираюсь».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах