Исследователи Брянского Государственного Университета заметили уход сатирических заметок и статей со страниц брянской прессы.
И тут понеслось
Анализируя подшивки старых и новых газет, а также контент новостных сайтов, исследователи факультета журналистики БГУ выявили удивительный феномен: когда-то популярный Брянской области жанр сатирических фельетонов, заметок и статей вдруг полностью прекратил своё существование.
Временем расцвета сатиры в брянской прессе стали 90-е. В те годы в стране произошло немало крупных изменений, но особенно интересны экстраординарные условия, в которых оказалась журналистика. Веками находившаяся в тисках цензуры, российская журналистика узнала о том, что такое гласность и свобода слова. Хочется сказать «и тут понеслось», но не все так быстро.
В авангарде сатирических войск журналистики шёл журнал «Крокодил», известный многим. Он во многом задавал тон и тематику материалов. В свою очередь информационные и аналитические издания российского и регионального уровня вновь стали обращаться к фельетону, сатирическому комментарию и другим жанрам сатиры, которые на время были забыты. Первые несколько лет государственные региональные СМИ с опаской публиковали те или иные материалы, робко «пробуя перо».
Брянские печатные СМИ в 1990-е годы публиковали сатирические материалы, стараясь не только обозначить актуальную для региона проблему, но и привнести изменения в имеющийся порядок вещей – ни для кого не секрет, что умелые и точные слова журналиста способны менять действительность и общественное мнение.
Фельетон из НОСа
В газете «Брянский рабочий» существовал специальный раздел, носящий имя «НОС» - Наш Отдел Сатиры. На протяжении 1990-х годов он регулярно входил в выпуски. В разделе можно было найти публикации на самые разные темы, с разной степенью критичности. Авторы обращались к проблемам экологии, алкоголизма, народной бедности, обличали бюрократию.
Деятельность НОСа не ограничивалась только публикацией сатирических материалов, журналисты непосредственно вступали в бой с общественными проблемами. Под рубрикой «После вмешательства НОСа» публиковались отчеты о проделанной журналистами работе, ответы от служб и организаций, замеченных в недобросовестном выполнении своих обязанностей.
Давайте откроем пожелтевшие страницы и вспомним фельетон В. Тюпина «Совмещая несовместимое», опубликованный в «НОС» 1990 год. В этом тексте сплетаются острая сатира и яркая образность, создавая выразительную зарисовку реальной действительности. Контраст противоречий, положенный в основу фельетона, заостряет недостатки описываемой реальности, подчеркивает абсурдность происходящего.
«Мы с успехом совмещаем места отдыха с бытовыми и промышленными свалками, детские площадки с контейнерами для пищевых отходов, заботу о чистоте улиц с продажей семечек в центре города…»
«Наиболее ярким достижением стало фантастическое совмещение водопровода с канализацией. Давно не секрет, что треть (или больше?) городских нечистот стекает в Десну безо всякой очистки. Да и не удержать этого в секрете – запах выдает…»
Абсурдная действительность
Критическое «совмещение несовместимого» в окружающем нас мире и быте – абсурдная действительность, которая, к сожалению, актуальна и по сей день. Так где же тот, кто напишет об этом, да напишет так, чтобы читатель смог не только сознать проблему, но и переосмыслить ее? Журналистов много, хороших журналистов, может быть, чуть меньше, но они все же есть. И они пишут. Так может дело в тебе, читатель?
Как же так вышло, что такое деятельное, актуальное и аутентичное направление журналистики ушло со страниц газет? Как умирала брянская сатирическая журналистика?
Умирание – в соответствии с основами языковой науки – процесс длительный, растягивающийся во времени. Сказать, что сатира на Брянщине умирала – значит не точно выразиться. Сатирическая журналистика, существовавшая не один век, в один момент просто исчезла из печати, оставив только призрачную тень – юмористические заметки, комментарии и анекдоты для тех, «кому за…»
Уже к 1997 году «НОС» практически перестал появляться в выпусках «Брянского рабочего», а в 2000 году был закрыт «Крокодил». Поле сатиры опустело. Неужели все проблемы решены, а все пороки общества искоренены? Пожалуй, нет. Многие проблемные для региона темы, раскрываемые журналистами-сатириками в 90-е, актуальны и сейчас. Нельзя сказать, что проблемы забыты и брошены на произвол судьбы: «Авось, само разрешится…». Однако по какой-то причине не пишутся именно сатирические тексты, которые способны в ясной и понятной форме обозначить реалии, изобразить недостатки, обличить порок.
А ведь и правда, на что способно перо журналиста? Умелые и точные слова, едкая сатира – это эффективное средство борьбы с человеческими пороками и недостатками общества. Воплотить такие слова в тексте – задача, безусловно, сложная. А может, во благо читателя, стоит снова рискнуть?