Примерное время чтения: 7 минут
227

Проектная школа. Как ребёнку из Брянской области воплотить идею в жизнь?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Брянский выпуск 03/11/2021
Важно сначала найти актуальную для своего региона проектную задачу.
Важно сначала найти актуальную для своего региона проектную задачу. Фото автора

В рамках федерального проекта «Образование» сегодня происходит модернизация материально-технического обеспечения школ, открываются новые оснащённые современным оборудованием учреждения дополнительного образования.

В Брянске по распоряжению правительства Брянской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» начал работу Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи. Благодаря этому создаются условия для одобрения и внедрения новых образовательных форматов.

Командная работа

Одним из наиболее эффективных способов организации практико-ориентированного обучения является проектная деятельность, которая способствует развитию научно-технического творчества, выявлению, развитию и реализации талантов детей и молодёжи.

Центр для одарённых детей и молодёжи «ОГМА» работает над формированием нового «проектного поколения», обеспечивая союз теории и практики в рамках «Проектной школы».

57 брянских школьников исследуют способы и условия выращивания лекарственных растений. Эта работа поможет получать экстракты с максимально высоким содержанием биологически активных веществ.

В октябре этого года начальник проектного отдела Галина Николаевна Ширяева и старший методист проектного отдела Марина Николаевна Понкратова прошли курсы повышения квалификации на базе образовательного центра «Сириус» в Сочи, приняв участие в программе «Технологии организации проектной работы школьников».

«Проект — наиболее подходящая форма для достижения образовательных целей. Он требует чёткого целеполагания. У него есть сроки и этапы, что приучает к ответственности. Проект подразумевает командную работу. Участникам необходимо учиться общению друг с другом, руководить и подчиняться, преодолевать проблемы во время работы в коллективе. Проект позволяет примерить разные роли. И это прекрасная профориентационная возможность. На одну-три недели ребята погружаются, например, в микробиологию. Старшеклассники общаются со специалистами и начинают гораздо лучше понимать, чем хотели бы заниматься в жизни», - рассказывает начальник проектного отдела Галина Ширяева.

Реальные задачи

В течение октября прошло несколько встреч в «Проектной школе» для наставников, сотрудников Центра одарённых детей «ОГМА». Педагоги дополнительного образования естественно-научной направленности знакомились с основными подходами к разработке учебных и научно-исследовательских проектов для подготовки участников программы «Сириус. Лето: Начни свой проект», Всероссийского конкурса «Большие вызовы».

На очных занятиях были уточнены основы проектной деятельности школьников, роль наставника, методы работы с обучающимися разного возраста, дифференцированный подход к выбору темы проекта и способы его продвижения.

Чтобы учить детей, взрослые прошли обучение на базе образовательного центра «Сириус» в Сочи.
Чтобы учить детей, взрослые прошли обучение на базе образовательного центра «Сириус» в Сочи. Фото: Фото автора

В дистанционном режиме прошли отдельные занятия программы повышения квалификации «Технологии организации проектной работы школьников» о проектных программах фонда «Талант и успех» по направлениям «Агропромышленные и биотехнологии», «Генетика, персонализированная и прогностическая медицина», «Инструменты для ведения проекта в оффлайн и онлайн формате», «Методология реализации проекта».

Собственный проект

Для вовлечения талантливой молодёжи в работу над актуальными задачами российской науки и бизнеса создана программа «Сириус. Лето: начни свой проект». Она направлена на то, чтобы школьники во время каникул смогли найти задачу для проектной работы в следующем учебном году, связанную с актуальными, современными проблемами науки, технологии, бизнеса, а также наставника из числа студентов региональных вузов, который поможет разобраться в задаче и будет сопровождать школьника в течение всего года.

«ОГМА» выступает в роли регионального координатора программы. Проектные команды, сформированные из школьников и наставников, будут решать задачи на базе регионального центра и при поддержке его специалистов.

Важно найти актуальную для своего региона проектную задачу. Брянщину в 2021 году в качестве партнёра в проекте представляет филиал «Почеп» ФГУП «Московский эндокринный завод». Сотрудничество с «ОГМА» для руководства предприятия больше, чем просто совместная работа. Заместитель генерального директора - директор филиала «Почеп» ФГУП «Московский эндокринный завод» Дмитрий Матросов является членом попечительского совета Регионального центра для одарённых детей и молодёжи.

Проблема, которую ставит компания-заказчик, непростая. В настоящее время недостаточно изучена область влияния условий роста лекарственных растений на количественное содержание биологически активных веществ, которые используются в производстве лекарственных препаратов. Поэтому школьникам под руководством студентов предлагается исследовать способы и условия выращивания расторопши пятнистой и цикламена европейского.

«Эти исследования позволят наработать статистические данные и сформировать выводы о наиболее оптимальных условиях выращивания лекарственных растений для получения экстрактов с максимально высоким содержанием биологически активных веществ», — поясняет начальник проектного отдела Галина Ширяева.

Для участия в этой программе зарегистрировали 57 брянских школьников — это ученики лицеев №1 и 2, гимназий №3 и 5, а также школ №4 и 64. Выразили намерение стать наставниками ребят 14 студентов Брянского государственного университета и Брянского государственного технического университета.

Есть и другой пример участия брянской молодёжи в программе «Сириус. Лето: начни свой проект». Студенты третьего курса Брянского государственного технического университета выбрали проекты, предложенные компанией «Ростелеком» (Москва) — «Умная школа. Объективная оценка качества дистанционного материала» и «Защита элементов IoT». В течение проекта наставники будут работать над воплощением выбранной задачи со школьниками из других регионов страны, помогать им. Итоговая конференция завершённых проектов состоится в мае 2022 года.

Для школьников «Сириус. Лето» — это возможность включиться в практическую работу, определиться с профессией и подготовить проект для участия во всероссийских и международных конкурсах, в том числе в конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы». А для кого-то это шанс попасть на профильную смену в образовательный центр «Сириус».

Студенты, хорошо зарекомендовавшие себя в роли наставников, в подготовке проекта, впоследствии могут использовать опыт сотрудничества с предприятием-партнёром, чтобы устроиться на работу. Успешное участие в проекте может быть учтено при отборе на саммит молодых учёных и инженеров «Большие вызовы».

«В этом году мы только включились в работу программы «Сириус. Лето: Начни свой проект». Но уже ведётся активная работа по поиску партнёров программы и постановке проектных задач на 2022-23 год. Уже откликнулось инновационное научно-производственное предприятие «Экокремний» из Новозыбкова. Завод производит более 70 марок синтетического кремнезита (аморфного диоксида кремния) для различных отраслей: от сельского хозяйства до промышленной химии. Директор «Экокремния» Святослав Лось встретился с нами, подтвердив сотрудничество с центром «ОГМА» в сфере образования и инноваций», - рассказывает старший методист проектного отдела Марина Понкратова.

Увидеть идею

Проектная школа — это образовательная программа, которая объединяет мотивированных школьников, готовых трудиться над разработкой реальных продуктов для разных отраслей. В различные профильные смены центра «ОГМА» будет включаться и образовательный модуль «Проектная школа», предполагающий три уровня: стартовый, базовый, продвинутый. Обучение будет проходить как очно, так и с применением дистанционных и электронных технологий.

Результатом этой работы должны стать различного рода индивидуальные и групповые проекты — при необходимости ребята могут разделить фронт работ и ответственность. Лучшие региональные проекты, созданные брянскими школьниками, будут представлены на итоговой конференции в центре «ОГМА» в конце учебного года.

Авторы наиболее интересных проектов будут иметь приоритетное право при зачислении на проектные смены в будущем, им начислят дополнительные баллы.

В условиях, когда многие задаются вопросом, как сбалансировать школьную программу, при этом научить ребёнка видеть идеи и воплощать их в жизнь, спрос на проектное образование будет только расти.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах