Примерное время чтения: 10 минут
482

Династия трудовой славы: Савоничивы - от пароходов XIX века до Токомака

Сюжет Династии брянской промышленности
Федор Савоничев и его семья (сверху сын Павел).
Федор Савоничев и его семья (сверху сын Павел). Фото из архива семьи Савоничевых

Несмотря на то что развитие промышленности в России началось до революции, в целом страна ещё длительное время продолжала считаться аграрной. Поэтому далеко не каждая трудовая династия может рассказать о том, что рабочая история их семьи ведёт свой отсчёт ещё со времён крепостного права. Семья Савоничевых из Брянска может.

«По семейному преданию, наша семья в числе других будущих работников завода была вывезена промышленником Иваном Мальцовым из села Любыш Жиздренского уезда Калужской губернии ещё в далёком в 1840 году. Это действительно подтверждается сведениями из архива Калужской области», - рассказывает уже в начале XXI века потомок первых рабочих из рода Савоничевых, сотрудник НПО «ГКМП» (Научно-производственное объединение «Группа Компаний Машиностроения и Приборостроения») Галина Савоничева.

230 лет: общий трудовой стаж Савоничевых

Однако официально говорить о начале деятельности трудовой династии Савоничевых на Радицком заводе (основанном ещё прапрадедом жены Александра Пушкина Натальи – Афанасием Гончаровым в 40-х годах XVIII века) можно с Василия Савоничева, который начал работать на предприятии с 1879 года.

За четыре десятка лет до этого, в 1838 году, завод купил Иван Акимович Мальцов, который стал привозить на него крестьян из других уездов. Была среди них и семья Савоничевых.

Известно, что основатель династии был старшим артели краснодеревщиков. Краснодеревщиками назывались не те, кто работал только с красным деревом, а высококлассные столяры по изготовлению мебели. Столяры-краснодеревщики до сих пор считаются элитой среди специалистов по обработке древесины. Галина Савоничева нашла в архивах старинный документ – акт о подтверждении травмы, полученной своим предком Василием Савовичевым (Родился в 1862 году. Стаж работы на Радицком заводе - 39 лет.). Он проработал на заводе до 1918 года.

Фёдор Савоничев. Родился в 1881 году. Стаж работы на Радицком (затем – заводе ЗИУ) – 56 лет.
Фёдор Савоничев. Родился в 1881 году. Стаж работы на Радицком (затем – заводе ЗИУ) – 56 лет. Фото: Фото из архива семьи Савоничевых

По пути своего отца-краснодеревщика пошёл и сын основателя династии – Фёдор Васильевич. Как и отец, он стал высококлассным специалистом по работе с деревом. Работать на Радицкий завод пришёл в возрасте 16-ти лет, в 1897 году. Своим упорным трудом заслужил уважение товарищей и высокое звание «краснодеревщик». Его основной работой была отделка пассажирских железнодорожных вагонов 1-го класса.

Жизнь Фёдора Савоничева была неразрывно связана с родным заводом и всей страной. В годы Великой Отечественной войны эвакуировался вместе предприятием в город Энгельс. Вместе с ним выехала и семья. Все они приняли участие в эвакуации оборудования, а затем и его монтаже на новом месте. Завод и в эвакуации сохранил своё название, которое получил в 1922 году – ЗИУ «Завод имени Урицкого». Кстати, сейчас это «Энгельсский завод электрического транспорта» — известное российское предприятие, которое производит троллейбусы. После войны Савоничевы вернулись в Брянск. Родной завод лежал в руинах, Фёдор Савоничев принимал участие в его восстановлении.

Павел Савоничев. Родился в 1909 году. Стаж работы на ЗИУ – 17 лет. Фото из архива семьи Савоничевых
Павел Савоничев. Родился в 1909 году. Стаж работы на ЗИУ – 17 лет. Фото: Фото из архива семьи Савоничевых

Трудовую традицию на заводе имени Урицкого продолжил внук основателя династии – Павел Федорович (1909-1968). Он пришёл работать на завод в 18 лет. Как дед и отец, сначала был краснодеревщиком, а затем стал токарем. В 1941-ом вместе с отцом участвовал в эвакуации завода в Поволжье. В 1943-ем – ушёл на фронт.

Кроме него с фашистами сражались и другие представители семьи. Родной дядя Василий Емельянович Проконин воевал в партизанском отряде, потерял в боях руку. Он работал на другом заводе «Мальцовской империи» - Любохонском чугунолитейном.

После окончания войны Павел Фёдорович вернулся на завод и был направлен на учёбу в Высшую партийную школу.  Закончив обучение, был назначен начальником отдела снабжения головной вышестоящей организации.

Александр Савоничев. Родился в 1937 году. Стаж работы на заводе «Ирмаш» - 51 год. Валентина Савоничева. Родилась в 1951 году. Стаж работы на заводе – 37 лет. Фото из архива семьи Савоничевых
Александр Савоничев. Родился в 1937 году. Стаж работы на заводе «Ирмаш» - 51 год. Валентина Савоничева. Родилась в 1951 году. Стаж работы на заводе – 37 лет. Фото: Фото из архива семьи Савоничевых

Правнук основателя династии Александр Савоничев начал работать на заводе с 1957 года токарем-карусельщиком. Потом Александр Павлович работал инженером производственно-диспетчерского отдела, затем –заместителем начальника цеха.

Жена правнука основателя династии Валентина Савоничева. Валентина Борисовна пришла работать на завод в 18 лет, в 1969 году.

Праправнучка основателя династии Галина Савоничева работает на предприятии с 1993 по настоящее время. Галина Александровна является хранителем семейной истории, которая неразрывно связана с родным заводом. Она уверена, что возрождение после тяжелого периода возможно только с людьми и с тем кадровым потенциалом, который удалось сохранить и вернуть уже на новое современное предприятие, а дальнейшее развитие завода связано с НПО «Группа Компаний Машиностроения и Приборостроения».

Галина Савоничева. Родилась в 1970 году. Стаж работы на заводе «Ирмаш» и НПО «ГКМП» - почти 30 лет.
Галина Савоничева. Родилась в 1970 году. Стаж работы на заводе «Ирмаш» и НПО «ГКМП» - почти 30 лет. Фото: АиФ-Брянск/ Кирилл Будаев

Справка «АиФ»:

Современное предприятие ООО НПО «ГКМП» было основано в 2010 на том самом месте, где 280 лет назад был создан Радицкий завод.

«Табельная марка» - личный жетон рабочего Радицкого завода, предъявляемый им при входе. Был такой и у Василия Савоничева».
«Табельная марка» - личный жетон рабочего Радицкого завода, предъявляемый им при входе. Был такой и у Василия Савоничева». Фото: АиФ-Брянск/ Кирилл Будаев

За почти три века завод пережил взлёты и падения. Не единожды менялись названия и направления производства. Здесь строились вагоны, паровозы и даже пароходы. Во время войны завод эвакуировали в Поволжье.

В последние годы здесь была проведена модернизация. В настоящее время завод – крупный производитель современного рынка дорожной и коммунальной техники и единственное российское предприятие по производству гусеничных и колёсных асфальтоукладчиков.

Сегодня НПО «ГКПМ» является отечественным разработчиком и производителем специализированного промышленного оборудования, высокотемпературных газонаполненных и вакуумных электропечей различных конструкций и назначения, технологических линий для термообработки, закалки, отжига, отпуска сложных и крупногабаритных изделий, установок вакуумного напыления, термической диффузии, термокомпрессионных установок, установок для роста монокристаллов, термобарокамер, вакуумных камер, вакуумных затворов и прочего высокотехнологичного оборудования.

О славном историческом прошлом Радицкого завода напоминает разве что действующая рядом с заводом железнодорожная станция «Мальцевская».

Железнодорожная станция «Мальцевская».
Железнодорожная станция «Мальцевская». Фото: АиФ-Брянск/ Кирилл Будаев
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах