Инженер по метрологии Брянского машиностроительного завода (БМЗ) Валерия Пехтерева – представитель пятого поколения легендарной династии Носовых. Они помогали строить предприятие, а затем и возрождали производство после окончания Великой Отечественной войны, по памяти восстанавливали чертежи продукции.
Сама Валерия работает на БМЗ с 2015 года. Сюда она пришла сразу после окончания Брянского государственного технического университета (БГТУ). А её заводская династия берёт своё начало с XIX века!
«Мой прапрапрадедушка Пётр Носов приехал в Бежицу из Тамбовской губернии на строительство завода, он отработал на Брянском заводе 15 лет, – вспоминает девушка. – Здесь же токарем-стропальщиком затем работал и мой прапрадед Иван Петрович Носов, у которого было пятеро детей: три сына и две дочери».
Одна из них – Мария Ивановна моя родная бабушка, которая после замужества стала Страздиной. Вся семья Носовых работала на заводе. Старший сын Пётр Иванович – конструктором, Владимир Иванович – начальником ЦИШ и председателем заводского профкома. Вера Ивановна, как и старший брат, тоже была конструктором.
За трудовые заслуги перед предприятием её даже наградили драгоценным перстнем, который она потом передала своей племяннице. Старшая из сестёр, Мария Ивановна, работала на заводе кладовщицей, правда, недолго, так как вскоре вышла замуж, и ей нужно было заниматься воспитанием детей.
«В 1915 году, когда моей бабушке было четыре года, она была в числе тех, кто пришёл к проходным завода, чтобы поприветствовать российского императора Николая II, который приехал с рабочим визитом на БМЗ, – рассказывает внучка. – У бабушки в волосы были вплетены красивые алые банты, поэтому из всех детей в толпе государь подошёл именно к ней и подарил золотую монету, которую достал из кармана».
С этой монетой Мария Ивановна никогда не расставалась. Даже в годы Великой Отечественной войны, которые семья провела в эвакуации в Красноярске, она так и не смогла её ни обменять, ни продать. С тех пор монета стала главной семейной реликвией Страздиных, которую они передают из поколения в поколение по женской линии.
На заводе Мария Ивановна познакомилась со своим будущим мужем Вильгельмом Карловичем Страздиным. Он тоже оказался из заводской династии.
«Мой прадедушка Карл Дмитриевич по национальности латыш, – продолжает Валерия. – На заводе его называли «Карл Великий», потому что он действительно очень много сделал для нашего предприятия. Был настоящим «академиком» в сборке паровозов, отдав этому делу целых 60 лет! На пенсию вышел в 76 лет».
Когда началась война, Мария Ивановна вместе с детьми отправилась в эвакуацию в Красноярск. Супруг Вильгельм Карлович присоединился к ним чуть позже – приехал последним эшелоном, на котором с завода вывозили оборудование. Позже оно станет базой для создания Сибирского завода тяжёлого машиностроения («Сибтяжмаш»). В Красноярске он по памяти восстанавливал чертежи по машиностроению, фактически заново налаживал работу предприятия.
В Сибири семья прожила почти 25 лет. Там родилась их младшая дочь Вера (мать Валерии). Всего у Страздиных было семеро детей. Двое из них умерли, пока семья находилась в эвакуации. Обратно в Брянск вернулись только Вера, которой было уже 14 лет, и Светлана. Мария Ивановна на работу уже не вышла, а Вильгельм Карлович ещё долго трудился на заводе.
Повзрослев, Вера и Светлана тоже связали свою жизнь с Брянским машиностроительным заводом. Светлана Вильгельмовна работала технологом (отработав 34 года, сейчас уже на пенсии), а Вера Вильгельмовна начинала на предприятии экономистом, а затем долгое время трудилась ответственным секретарем в заводской газете «Машиностроитель». Десять лет назад она ушла на заслуженный отдых.
«Мама с папой, как и бабушка с дедушкой, в своё время тоже стали заводской семейной четой, – рассказывает Валерия. – Их познакомила папина сестра: попросила брата помочь сделать ремонт в мамином доме. Они увидели друг друга, влюбились и поженились. А потом у них родилась я».
Отец Валерии Георгий Трунов был из рабочей бригады токарей Сергея Карнюшина, слава о которой долгие годы гремела на весь завод. Ребята были передовиками предприятия, а ещё спортсменами, активистами и почётными донорами.
В 1985 году эта заводская бригада даже получила Государственную премию СССР в виде золотой медали весом в девять граммов и 400 рублей – настоящее состояние по тем временам!
«У нашей семьи очень необычная и богатая история. И все важные события в жизни каждого так или иначе были связаны с заводом.
Я очень горда тем, что принадлежу к такой легендарной династии.
Надеюсь, когда моя дочь Елизавета подрастёт и узнает, кем были её дедушки и бабушки, какой вклад они внесли в становление и развитие старейшего бежицкого предприятия, обязательно захочет её продолжить», – резюмировала Валерия Пехтерева.
Справка АиФ
Брянский машиностроительный завод – машиностроительное предприятие в Брянске, одно из старейших в России. Входит в состав АО «Трансмашхолдинг». Ведёт свою историю с 1873 года. В этом году заводу исполняется 150 лет. Основная продукция – железнодорожное машиностроение. Является единственным в России производителем грузовых магистральных тепловозов. Мощности завода позволяют выпускать 300 секций магистральных и 240 маневровых тепловозов в год.
Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован. Основная масса оборудования и сотрудников (9 тысяч вагонов и 15 тысяч человек!) отправлены в Красноярск, где был создан Красноярский паровозостроительный завод (ныне Сибирский завод тяжёлого машиностроения). Через три дня после освобождения Брянска началось восстановление разрушенного предприятия. 20 октября 1943 года был дан первый рабочий гудок, и завод был запущен.