aif.ru counter
62

Как россияне будут вносить поправки в основной закон страны

Постепенно с пришедшей из-за границ в Россию пандемией коронавируса наша страна справляется. Скоро придёт пора подумать и о внутренних делах, которые из-за инфекции пришлось на время отложить. Принятие поправок в Конституцию будет одним из главных политических дел для россиян на ближайшее время.

Откуда документ берёт начало?

Устройство любого государства базируется на системе так называемого «общественного договора». Какая бы политическая система ни выстраивалась на этой базе, но в основе любого государства лежит некое соглашение, когда люди сознательно отказываются от части своих прав и свобод и учреждают государство.

Суть этих отношений заключается в том, что жители добровольно возлагают на себя обязанность по содержанию государства, уплате налогов в том или ином виде, а государство выстраивает систему, при которой уже подданные или граждане, в зависимости от формы организации общества, получают возможность вести привычный образ жизни. Поэтому одной из главных функций государства является защита своих граждан и их интересов.

Зачатки такого мироустройства появились на закате первобытно-общинного строя, уже при появлении родоплеменных отношений, а к своему «идеальному» отношению система «общественного договора» приходит в новое время при появлении первых буржуазных конституций.

Если общественный договор всех устраивает, то установленная система может функционировать длительное время. Однако, если соглашение перестаёт выполняться, то возникает ситуация, когда «верхи не могут, а низы не хотят», и общественный договор может быть «расторгнут». Зачастую это происходит при смене одной системы власти на другую через политические потрясения и революции.

Причём такая возможность прописана в одном из основных документов современного человечества - во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН на заре своего появления в 1948 году. В преамбуле этого акта говорится: «принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения».

Понятно, что такие «крайние средства», как восстания и революция, нежелательны, так как в основном ведут к хаосу и разрушениям. Поэтому необходимо закладывать в те документы, которые регламентируют общественно-государственную жизнь, возможность внесения необходимых изменений без политических потрясений.

Земля наша богата, порядка в ней лишь нет…

Так писал Алексей Константинович Толстой в своей «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева», высмеивая в том числе «норманнскую теорию» приглашения варягов на Русь.

Однако притом, что произведение написано в юмористическом стиле, в описании приглашения на княжение чётко и понятно прописана система общественного договора - взаимоотношений между обществом и властью, которое получило закрепление на территории Руси в те времена. Формой народного волеизъявления было вече. Народ на вече выражал свою волю и приглашал князя с конкретными функциями. Как только народу казалось, что князь переходит черту, его изгоняли. Так было и с Александром Невским в Новгороде - несмотря на заслуги князя в победе над шведами, его изгнали из города.

«Важно, чтобы именно граждане Российской Федерации, придя на голосование по конституции, зафиксировали своё авторство под этим законом. Как они скажут, так и будет».

И это герой Невской битвы ещё легко отделался - сто лет спустя, в 1340 году, «крамольники» брянцы, собрав вече, подняли восстание против своего князя Глеба Святославовича. Разъярённые жители Брянска хотели убить князя, но Глеб спрятался в Никольской церкви. Однако, как рассказывает летописец, злые брянцы, нарушив святость традиций и церкви, несмотря на увещевания митрополита Феогноста, вытащили князя из церкви и забили его насмерть. Но такие случаи были редкими.

После установления монархической формы правления в Московском государстве проявление народовластия скукожилось до народных сходов в сельских общинах. К мнению и помощи народа власть стала прибегать только в экстренных случаях. В основном тогда, когда рушились государственные устои, например, во времена Смутного времени, когда в 1613 году надо было избрать на царство новую династию.

При дальнейшем развитии абсолютной монархии мнение народа и вовсе перестали учитывать до тех пор, пока развитие общественных отношений не стало выходить на новые уровни. Вот тогда-то впервые и заговорили о некой конституции.

Правда, первое упоминание о ней связано с трагическими событиями - после зарубежных походов в 1812 году будущие декабристы решили искусственно привить на Русской земле зарубежные порядки. Вот тогда и появился проект Павла Пестеля «Русская правда», называемый «конституцией». Причём, по некоторой информации, подбитые на восстание солдаты в 1825 году бежали по улицам Санкт-Петербурга и кричали «Ура конституции!», а когда их спрашивали, кто это, то отвечали: «Жена императора Константина». Как известно, Константина не возвели на трон, а Россия конституцию не получила.

Российскому обществу в XIX веке катастрофически не везло с конституцией, причём в буквальном смысле этого слова. Стоило министру внутренних дел графу Михаилу Лорис-Меликову подготовить свою «конституцию», а императору Александру II сообщить ему 1 марта 1881 года, что через четыре дня проект графа будет вынесен на обсуждение Совета министров, как в тот же день, через два часа, император погиб в результате террористического акта. Соответственно из-за последующей реакции ни о каких реформах говорить уже не пришлось, и Россия вместо конституции увидела виселицы цареубийц.

Конституции XX века

Следующее появление конституционных проектов на территории нашей страны относится к очередным политическим катаклизмам и связано со свержением монархии. В результате Февральской революции Николай II отрёкся от престола, после чего пришедшее к власти Временное правительство стало готовить проект Конституции Российской демократической республики, или, как его называли в околополитических кругах, «Кадетский проект». Однако он не был реализован из-за очередного Октябрьского переворота и прихода к власти большевиков, после чего Россию провозгласили Советской Социалистической Республикой, и она уже не нуждалась в кадетской конституции.

Не прошло и года, как страна получила свою первую полноценную Конституцию РСФСР, принятую V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля1918 года.

Основные принципы, которые легли в её основу, были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», закрепив диктатуру пролетариата. Вполне естественно, что конституция отражала интересы победившего класса, т.е. тех «кто был ничем и стал всем». Прочие лица из «бывших», жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наёмный труд, были ущемлены в правах. Конституция, принятая после революции и в ходе гражданской войны, несла на себе отпечаток этих событий и была идеологизированной. Поэтому после окончания военного времени и перехода к мирному строительству возникла необходимость принятия нового основного закона.

Так, в 1925 году появилась самая «неизвестная» конституция России. В 1922 году был образован Советский Союз, который в 1924 году получил Конституцию СССР. Поэтому утверждение Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года новой Конституции РСФСР обусловлено вхождением России в состав новообразованного Союза и приведением российского законодательства в соответствие с союзным. В тогдашнюю Конституцию России были внесены положения, связанные с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления. Кстати, именно в тот период в составе России впервые появилось крупное территориально-административное образование - Брянская губерния, столетие которой мы отметили в этом году.

А 1937-й вошёл в историю нашей страны как год великих свершений. Среди таких выдающихся достижений - первые парламентские выборы в Верховный Совет или перелёт Валерия Чкалова через Северный полюс, но с этим годом связывают и пик политических репрессий, что кажется странным, ведь Конституцию РСФСР 1937 года принимали вслед за «сталинской» Конституцией СССР 1936-го, а её старшую «сестру» тогда называли «самой демократической из существующих», «конституцией победившего социализма», именно она сменила «советы» на «социализм»: вместо Российской Социалистической Федеративной Советской Республики страна стала Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой.

Фото: pixabay.com

Конституция 1937 года оказалась и самой «долгоиграющей». Но вслед за ней пришла «брежневская» Конституция СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года. Она в свою очередь знаменательна тем, что оказалась «мягко-переходной» - в 1992 году в неё внесли поправки и заменили название РСФСР на Россия - Российская Федерация. Так закончился советский период истории конституционализма. И началась история Конституции России.

Стабильность и гибкость

Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, в котором участвовало 54,8 процента зарегистрированных избирателей, из них высказались «за» 58,4 процента, или 32 937 630 человек.

«Если в ходе голосования люди подтвердят, что поддерживают закон, значит, он вступит в силу и поправки в Конституцию внесутся. Если не подтвердят, то поправки в Конституцию внесены не будут».

Действующая Конституция вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.

Среди правовых актов любого государства основной закон занимает особое место. Он выступает в качестве общепризнанной платформы существования общества и представляет собой официальное выражение его интересов.

Конституция России регулирует основы конституционного строя и правового положения личности, федеративное устройство, избирательное право, систему высших органов государственной власти РФ, местное самоуправление, судебную власть.

За всю историю Конституции было принято 15 законодательных актов, вносящих поправки, первая из которых была внесена указом Бориса Ельцина от 9 января 1996 года о корректировке названий двух республик - Ингушетии и Северной Осетии - Алании. Впоследствии большинство поправок коснулось именно 65-й статьи в связи с переименованием либо объединением субъектов федерации и включением в состав России Республики Крым и Севастополя. Последние изменения были внесены 27 марта 2019 года, когда Президент РФ Владимир Путин подписал указ о переименовании Кемеровской области в Кемеровскую область - Кузбасс.

Другим важнейшим изменением Основного закона стало увеличение срока полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а депутатов Государственной Думы - с 4 до 5 лет. Соответствующие изменения в ст. 81 и 96 были приняты 30 декабря 2008 года.

5 февраля 2014 года в Конституцию была внесена поправка, связанная с ликвидацией Высшего Арбитражного суда и передачей его полномочий Верховному суду РФ. Кроме того, расширились полномочия главы государства по кадровым решениям в прокуратуре, он получил возможность назначать заместителей генпрокурора, прокуроров субъектов России. Поправка от 21 июля 2014 года наделила Президента России правом назначать до 10% членов высшей палаты российского парламента - Совета Федерации.

На пути к большим переменам

Изменения, которые сейчас предлагают внести в основной документ страны, касаются различных сфер жизни.
Изменения, которые сейчас предлагают внести в основной документ страны, касаются различных сфер жизни. Фото: kremlin.ru

15 января 2020 года президент Владимир Путин во время оглашения ежегодного Послания Федеральному собранию Российской Федерации предложил внести поправки в Конституцию. В этот же день была образована рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок.

«Для меня важно не то, что в каких статьях будет написано. Для меня важно, чтобы этот закон о поправках в Конституцию вступил в силу только после подведения итогов всероссийского голосования, чтобы это был реальный плебисцит, и чтобы именно граждане России были авторами этих поправок в основной закон. Вот что важно. По сути, важно, чтобы именно граждане Российской Федерации, придя на голосование, зафиксировали своё авторство под этим законом. Как они скажут, так и будет, - заявил президент Владимир Путин. - Если в ходе голосования люди подтвердят, что поддерживают закон, значит, он вступит в силу и поправки в Конституцию внесутся. Если не подтвердят, то поправки в Конституцию внесены не будут».

Изменения, которые предлагают внести в Конституцию, касаются различных сфер жизни. Эти поправки можно разбить по 13 основным группам.

Первая. «Поправка Терешковой», которая даёт возможность действующему президенту принять участие в очередных выборах.

Вторая. Право на социальные гарантии. Социальные обязательства перед людьми не могут быть нарушены - независимо от конъюнктуры рынка и экономической ситуации.

Третья. Защита человека труда. Государство обеспечивает рост благосостояния своих граждан. МРОТ будет не ниже прожиточного минимума.

Четвёртая. Доступная медицина. Доступная и качественная медицина должна быть одинаково развита в любом уголке страны.

Пятая. Семейные ценности. В центре внимания государства - семья и будущее наших детей, их духовное и нравственное воспитание.

Шестая. Стабильность и развитие политической системы. Появится реальный баланс власти - Государственная Дума и Совет Федерации смогут влиять на формирование правительства и назначение «силовиков». Будет закреплён принцип единства системы публичной власти - от центральной до муниципальной, при этом одновременно будут расширены и укреплены полномочия местного самоуправления.

Седьмая. Национализация элит. Чиновник не должен иметь за рубежом ни вида на жительство, ни счетов. Такие поправки в Конституцию обезопасят страну от попыток влияния на неё извне, запретив чиновникам и депутатам иметь «конфликт интересов».

Восьмая. Защита суверенитета России. Обеспечение территориальной целостности РФ, необходимость противостоять внешнему правовому давлению, поддержать соотечественников.

Девятая. Гражданское общество. Авангард гражданского общества — это волонтёры и НКО. Поправки к Конституции обеспечивают новый уровень их поддержки в нашей стране.

Десятая. Сохраним природное богатство. Природное богатство России - биологическое разнообразие живых форм и природных ландшафтов - должно быть сохранено и передано будущим поколениям жителей страны.

Одиннадцатая. Защитить животных. Уникальный животный мир России должен быть защищён на самом высоком уровне - на уровне основного закона. Пора закрепить нормы о защите животных и в главном законе страны.

Двенадцатая. Культура и традиции. Сохранить культуру, язык и традиции — значит сохранить страну.

Тринадцатая. Наука: прорыв в будущее. Россия была и будет страной научно-технического прогресса, страной, устремлённой в будущее. Теперь же нам нужен технологический скачок в самых перспективных отраслях науки и техники.

Зарубежный опыт поправок

В большинстве стран мира конституция существует в том или ином виде. Исключение составляют, пожалуй, лишь некоторые арабские страны, в которых действуют законы шариата. В текстах основных законов можно найти много любопытного - от арабского алфавита в Конституции Ирана до обозначения координат географических границ государства, как это сделано в островном Тувалу. Различен и их возраст - некоторым конституциям всего несколько лет, другие действуют десятилетия. Однако, как правило, все они подвергаются изменениям, которые запускают процесс конституционного реформирования. Изменение основного закона страны всегда связано с преобразованиями в общественной жизни, в соотношении политических сил.

США: Текст основного закона США принят на Конституционном конвенте в 1787 году в Филадельфии. Впервые изменения в основной закон были внесены уже спустя четыре года после принятия его текста. 15 декабря 1791 года был ратифицирован «Билль о правах», содержавший десять пунктов и даровавший американцам, помимо прочего, пожалуй, самую спорную, вторую, поправку - о праве на ношение оружия. Всего за 221-летнюю историю в американскую конституцию было внесено 27 поправок.

Франция: здесь действует Конституция от 4 октября 1958 года, регулирующая Пятую французскую республику по сегодняшний день. Основной закон страны также является, вероятно, одной из самых стабильных конституций Франции — это пятнадцатый фундаментальный текст со времён Великой французской революции. В верховный закон французской правовой системы с момента его опубликования изменения были внесены 24 раза. Последние поправки предложены президентом Николя Саркози и приняты парламентом с перевесом всего в один голос 21 июля 2008 года.

Китай: первая Конституция Китайской Народной Республики была принята в 1954 году, нынешняя редакция, утверждённая Всекитайским собранием народных представителей в 1982-м, является уже четвёртой по счёту. При этом изменения текста свода основных законов страны не носили принципиального характера, однако реагировали на изменения геополитической ситуации в мире и учитывали перспективы развития самого Китая.

В нынешний текст Конституции Китая изменения вносились четыре раза - в 1988, 1993, 1999-м и 2004 гг. Наиболее значимые сделаны при последних правках - появились упоминания о защите частного имущества и уважении и гарантии прав человека. Хотя стоит отметить, что в основном законе Китая до сих пор отсутствует фундаментальная норма, присутствующая в абсолютном большинстве мировых конституций, - в ней не прописано право человека на жизнь.

Индия: одна из самых любопытных по содержанию и самая большая по объёму конституция в мире - индийская. Написанная Джавахарлалом Неру, она действует с января 1950 года, и с того времени в неё внесено уже 83 поправки.

Канада: конституционный акт 1982 года окончательно избавил Канаду от положения британского доминиона и сделал республику независимой де-юре, пусть и с незначительными оговорками. Первая поправка канадского основного закона также расширила права коренного населения, уравняв их с остальными канадцами. В общей сложности канадская Конституция претерпела десять изменений, последнее из которых - в 2001 году.

Япония: безусловно, каждую конституцию можно назвать в чём-то уникальной, однако японская, пожалуй, всё же выделяется в ряду прочих. Дело в том, что с момента принятия в 1947 году нынешнего текста в него не было внесено ни одного изменения, которое внести очень сложно из-за множества прописанных условий и ограничений.

Большинство специалистов объясняет это тем, что авторами текста являлись американские юристы, опасавшиеся резких изменений настроений в послевоенной Японии, а также желающие, чтобы это восточное государство шло в русле внешней политики, проводимой Госдепом США.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах