Специальная военная операция высветила острую необходимость в скорейшем преодолении отставания в области микроэлектроники. Но внедрение новых технологий, повышение производительности труда требуют не только знаний и опыта старых кадров, но и «продвинутости», энергии молодых.
От теории к практике
О создании эффективной системы подготовки кадров в новых, постсоветских условиях на предприятии задумались 20 лет назад.
«После провальных 90-х годов мы остро почувствовали проблему с кадрами. В 2003 году по нашей инициативе был начат целевой набор абитуриентов по специальности микроэлектроника и твердотельная электроника в БГТУ. Обучение велось за счёт завода, а с 2008 года - и в рамках бюджетного набора. Учебные планы разрабатывают специалисты предприятия и вуза. Кроме того, ряд дисциплин в университете преподают представители завода, а в «ГРУППЕ КРЕМНИЙ ЭЛ» создан хорошо оборудованный учебный центр. Студенты, начиная с третьего курса, проходят оплачиваемую практику на производстве. Сейчас на предприятии трудятся более 150 выпускников заводских групп, они получают достойную зарплату, многие сделали карьеру. И можно с уверенностью сказать, что созданная нами система подготовки специалистов себя оправдала»,- рассказывает генеральный директор Олег Данцев.
По его словам, преимущества системы налицо: студенты узнают техпроцесс, включаются в разработку изделий и технологий, осваиваются в коллективе. Предприятие в свою очередь узнаёт, на что способны молодые специалисты, в какой сфере смогут проявить себя. Кто-то становится технологом, кто-то - конструктором.
«Систему подготовки кадров, реализованную БГТУ и «ГРУППОЙ КРЕМНИЙ ЭЛ», можно назвать эталоном. Она заключается в комплексном взаимодействии вуза и завода, начиная с профориентации школьников, отбора абитуриентов. Затем - совместная работа над учебным процессом, практика на производстве, курсовые и дипломные работы на актуальные для завода темы, вовлечение молодых специалистов в перспективные ОКРы. Параллельно - повышение квалификации научно-педагогического состава БГТУ через реализацию проектов предприятия. При этом их сложность с каждым годом повышается, некоторые достигли мирового уровня», - говорит ректор БГТУ Олег Федонин.
Способ старый, подход новый
По мнению Данцева, система «от образования в аудиториях к образованию на производстве» эффективно работает, когда речь идёт и о среднем профессиональном образовании. По инициативе правительства Брянской области и ряда предприятий, в том числе «ГРУППА КРЕМНИЙ ЭЛ», в 2013 году была разработана соответствующая региональная программа. По результатам конкурса Министерства образования РФ Брянщина вошла в число 10 регионов страны, получивших федеральную поддержку. На заводе были созданы лаборатории Брянского техникума энергомашиностроения и радиоэлектроники.
Система совместной подготовки кадров заключается в комплексном взаимодействии вуза и завода, начиная с профориентации школьников.
«Заводу нужны не только специалисты, но и высококвалифицированные наладчики. Практика на производстве позволяет получить нам после обучения в техникуме работника, который руками потрогал установку, знает тонкости программирования современного оборудования. Это будет специалист высокой квалификации, и мы можем не только предложить ему работу на прорывных направлениях развития производства, но и дальнейшее обучение в БГТУ»,- говорит Данцев.
Изменилась и система отношений университета с техникумом. Об этом рассказывает Олег Федонин:
«БГТУ работает с профильными колледжами и техникумами региона над созданием непрерывного образования «колледж-вуз». Для этого проводится синхронизация учебных планов техникума и университета, определяются площадки для практики, курсового и дипломного проектирования с возможностью трудоустройства», - поясняет он.
Наряду с достоинствами системы обнажились и трудности её реализации. Одна из главных - качество подготовки специалистов. Если в 80-е годы конкурс в инженерный вуз был 4-5 человек на место, то в начале 2000-х университет вынужден был зачислять практически без конкурса и с ЕГЭ по физике 40 баллов. И тогда у Брянского отделения Союза машиностроителей России возникла идея создания Центров технического образования старшеклассников с углублённым изучением физики, математики и информатики. Её активно поддержали губернатор Александр Богомаз и депутаты облдумы. В регионе была создана сеть ЦТО, а брянский опыт по подготовке профессиональных кадров был рекомендован к распространению в других регионах на «Форуме действий» ОНФ в 2017 году в Москве и на «Славянском форуме-2018».
Эффективность налицо
Как считает ректор БГТУ, механизм ЦТО доказал свою эффективность, подготовка абитуриентов улучшилась, а баллы по ЕГЭ стали выше. Ежегодно увеличивается и количество бюджетных мест по инженерным и информационным направлениям в системе высшего и среднего образования. БГТУ по программам высшего образования в этом году было выделено 1387 бюджетных мест - на 19,6% больше, чем в 2021 году; если учитывать программы среднего профобразования -1581, на 22 % больше. В целом с 2019 года объём государственного задания вырос почти на 450 бюджетных мест.
При этом, отметил он, ситуация остаётся непростой. В последние годы старшеклассники сдают профильные ЕГЭ по физике, математике, информатике в пропорции «один к одному», а по гуманитарным направлениям - «десять к одному».
Для устранения перекоса требуется десятикратное масштабирование центров ЦТО, то есть выстраивание новой региональной системы школьного образования. Но это вопрос региональной политики», - считает Федонин.
Со школами надо работать теснее. Так считают в «ГРУППЕ КРЕМНИЙ ЭЛ». «Это должна быть постоянная кропотливая работа с учениками, чтобы они поняли, зачем им изучать физику и математику, какая у них может быть перспектива на брянских заводах. Это наш не использованный пока большой кадровый резерв», - говорит Олег Данцев.
Он отметил, что до пандемии акции Союза машиностроителей «Неделя без турникета» на предприятии проходили два раза в год и длились по нескольку месяцев. После посещения музея, где школьников знакомили с историей завода и молодёжной политикой предприятия, ребята направлялись на производство. Там ведущие специалисты рассказывали в доступной форме об изделиях и техпроцессах, предоставляли возможность понаблюдать за работой нового оборудования, рассмотреть и даже подержать в руках изделия, увидеть часть процессов под микроскопом.
Растить специалистов со школы
Впервые в 2017 году побывали на производстве учителя физики и математики ЦТО. Они признавались, что и не предполагали, что за скромным заводским фасадом скрывается такое современное производство. Впечатление от посещения завода лучше всего выразила одна из учителей физики: «До сих пор мы настраивали учеников на поступление в столичные вузы, потому что в Брянске они не смогут получить качественного образования, а затем найти достойную работу. Теперь я знаю, что им рассказать и показать в родном городе».
«Отлично, что уже многие учителя физики и математики начали это понимать. Но дело в том, что проблема дефицита учителей физики остаётся в регионе серьёзной. А если не учить физике должным образом, то и не будет стимулов сдавать физику и поступать в технические вузы и идти на производство», - прокомментировал ситуацию Данцев, добавив, что это серьёзный тормоз на пути решения задач подготовки кадров в регионе.
В лицее №1 такой проблемы нет, и более тесное сотрудничество было решено начать с него. В мае этого года было подписано соглашение «ГРУППА КРЕМНИЙ ЭЛ», БГТУ и Брянского городского лицея №1, предполагающее создание инженерного 10-го класса. Подписи под документом поставили директор лицея Юрий Клюев, ректор БГТУ Олег Федонин и гендиректор Олег Данцев.
Как отметил Федонин, соглашение, целью которого является трудоустройство хорошо подготовленных в лицее и университете ребят на современное производство, - «новая веха в совместной профориентационной работе». Опыт МФТИ, МИФИ, МГУ, имеющих в структуре или сфере ответственности лицеи и гимназии, показал свою эффективность.
«Раз в две недели на базе завода наши специалисты будут проводить занятия и небольшие экскурсии на производство для учеников 10-го инженерного класса. По сути дела, это будет введение в профессию»,- рассказал Данцев.
Он добавил, что раз в две недели будут проходить занятия и на базе университета. Ребят планируется вовлекать не только в учебный процесс, но и в студенческую жизнь - культурные и спортивные мероприятия.
«Соглашение полезно и своевременно. У детей есть представление, что завод - череда громоздких установок, но нет понимания, что такое современное предприятие, требующее знания всех тонкостей техпроцесса. Мне хорошо известны опыты и программы, по которым раньше работали школы с вузами и заводами. Лицей никогда не обрывал эти связи. Но настал период, когда нужен новый виток развития»,- считает Юрий Клюев.
И, по его мнению, в лицее есть всё, чтобы проект был успешно реализован. И в первую очередь сильная кафедра физики.
«На кафедре работали сильнейшие учителя физики - Татьяна Анатольевна Ковецкая, Герман Иванович Тищенко, Геннадий Павлович Никифоров. Сейчас я считаю лучшим учителем Яну Николаевну Полесскую. Три года назад она прошла жесточайший отбор для работы на большом адронном коллайдере в Женеве. Их было 22 учителя из стран СНГ. Два года назад в лицее появилась молодая учительница Светлана Вадимовна Бабарина; она смогла организовать научное общество, насчитывающее более 600 учеников, интересующихся физикой. Несколько недель назад к нам пришёл учитель физики Ярослав Николаевич Бабарин - победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2019 году. Мы проводим большую работу, чтобы такие кадры были», - отмечает директор. Кстати, не лишним будет упомянуть, что сам Юрий Клюев, учитель химии, в 2018 году был признан одним из лучших педагогов страны.
Под новый формат
Директор лицея рассказал о том, как идёт набор в инженерный класс:
«Мы могли бы легко сформировать класс из своих учеников, но надо понимать, что дети привязаны к классному руководителю, предметникам, одноклассникам. И мы пошли по более сложному пути. Мы заново набираем класс и корректируем учебный план согласно выбранному профилю, сокращая часы по гуманитарным предметам и увеличивая по физике и химии. Ну а как без химии? Да, формально ЕГЭ по химии не надо сдавать для поступления в технический вуз, но на первых курсах этот предмет есть, и студенту бывает очень сложно, иногда вплоть до отчисления».
Соглашение будет выполняться в условиях, когда Россия объявила о выходе из Болонской системы образования. Несколько лет назад Олег Данцев и Олег Федонин предупреждали, что подготовить хорошего специалиста по сокращённой программе - четырёхгодичный бакалавриат и двухгодичная магистратура - для высокотехнологичных отраслей невозможно. Но, к сожалению, никаких изменений пока не произошло. Ситуацию комментирует ректор БГТУ:
«Минобрнауки России анонсировало разработку и запуск новой системы образования, но пока понимания, что это будет за система, нет. Переход на новую систему должен быть поступательным. Например, планомерное увеличение доли специалитета с ориентацией на современные профстандарты при одновременном сокращении бакалавриата и магистратуры. Также следует отметить, что среднее образование у выпускников школ должно завершаться обязательными итоговыми испытаниями по 5-7 предметам: русский язык, история, математика, физика, информатика, обществознание. Именно такой формат даёт выпускнику школы равные права и возможности для поступления в российские вузы».
Он добавил, что в БГТУ будет вестись подготовка научных военных рот. Каждая рота прикреплена к профильным НИИ Минобороны России или к предприятиям ОПК. В июне 2022 года был создан центр взаимодействия с научными ротами Минобороны России. В отличие от военных учебных центров при вузах он организует программу по подготовке аналитиков-исследователей в сфере технологического обеспечения вооружённых сил.