Люди снова недовольны работой обслуживающих дома организаций. В воскресенье, 4 февраля, из-за сплошного гололёда многие просто не смогли выйти из подъездов. И хотя лёд вскоре растаял, до весны ещё далеко, а очередные погодные качели – близко.
Страшны штрафы?
Что касается зимнего содержания дворов в Брянской области, то его недавно проверила прокуратура. И подтвердила: многие УК и ТСЖ (ТСН) вовремя не чистят снег на придомовых территориях. А даже если и убирают его, то не вывозят, уточнила старший помощник прокурора области Ирина Лачко.
До 300 тыс. руб. доходят штрафы, но не на все управляющие компании они действуют.
Осадки превращаются сначала в кашу, потом в ледяные валы. На таком препятствии прошлой зимой и поскользнулась жительница Погара – женщина упала возле своего подъезда и сломала плечо. Недавно она отсудила у УК в общей сложности почти полмиллиона рублей, сообщила пресс-секретарь Брянского областного суда Юлия Шатохина.
Однако опасность поджидает не только под ногами, но и над головой. Этой зимой наледь с крыши упала на прохожего в центре Брянска. За неубранный вовремя снег сотрудника УК уже оштрафовали на 50 тысяч рублей. Это, к слову, минимальное наказание для должностного лица за нарушение лицензионных требований. Видимо, ранее человек не запятнал свою репутацию, иначе бы получил максимальные 100 тысяч. А вот юрлицо тоже за нарушение лицензионных требований платит уже от 250 до 300 тысяч. Хотя не всех пугают и такие санкции.
Напомним, что по лицензии УК работают с 2015 года. Сначала разрешения им выдавали бессрочно. Потом – на пять лет. В 2022 году управляющие компании впервые отправились в Государственную жилищную инспекцию Брянской области на переаттестацию, но прошли её далеко не все. Тем УК, которые в течение года допустили от двух грубых нарушений, не продлили лицензию. Теперь её хотят аннулировать, не дожидаясь такой «пересменки».
Первой ласточкой может стать ООО «Марис». В сентябре брянцы массово пожаловались на эту УК. Жилинспекция сначала выписала ей 250 тысяч – за то, что она не предоставила в администрацию паспорт готовности к отопительному сезону; потом 300 тысяч – за долги перед ресурсоснабжающими организациями за поставленные коммунальные ресурсы; затем 260 тысяч – за ненадлежащее содержание придомовой территории. Но управляющая компания так и не начала исполнять свои обязанности. На днях жилинспекция решила прибегнуть к крайним мерам – обратиться в суд и принудительно лишить фирму лицензии. Правда, сделать это будет непросто.
«Судебная практика показывает, что суды очень лояльны – в основном считают ликвидацию лицензии несоразмерным наказанием для УК. Поэтому разбирательства могут надолго затянуться», – считает заместитель начальника областной жилинспекции Оксана Калинина.
Тем не менее многоквартирные дома, находившиеся в ведении этой компании, уже исключили из реестра, чтобы люди не страдали и дальше от бездействия УК. А жильцам предложили за две недели провести собрание и выбрать другую обслуживающую организацию, а если квартир до 30, то перейти на непосредственное управление.
Может, договоримся?
Провести общее собрание, чтобы выбрать УК, сейчас можно даже удалённо в новом приложении «Госуслуги.Дом». С его помощью, кстати, собственники уже голосуют за установку видеокамер или шлагбаума во дворе; узнают, какие работы в доме выполнены, а какие и когда планируются, источники их финансирования и количество собранных и израсходованных денег. А могли бы и общаться через это приложение со своей управляющей компанией, но почему-то чаще ведут с ней диалог через ту же областную жилинспекцию или районную прокуратуру.
«Собственник – это заказчик, а УК – исполнитель, оказывающий услуги за определённую плату, которую ежемесячно указывает в платёжках. Причём тарифы на содержание общего имущества принимаются на общем собрании, самостоятельно менять их УК не вправе. Тут важно, чтобы люди участвовали в жизни своего дома. Ведь они сами являются органом управления в виде совета многоквартирного дома и его председателя. Тот отслеживает возникающие вопросы и решает их с УК, следит, чтобы она выполняла все работы», – добавила Оксана Калинина.
Стоит отметить, что УК – это бизнес, надзор за которым сейчас временно ограничен Постановлением Правительства РФ №336 от 10.03.2022 года. Но по жалобам жильцов проверки проводят. Другое дело, что ведомства рассматривают заявки до 30 дней. Куда быстрее можно самостоятельно договориться с большинством управляющих компаний, заявляют эксперты. Стоит хотя бы попробовать – подать заявление с описанием проблемы и требованием её устранить лично в офисе УК или дистанционно – через то же мобильное приложение. Главное – получить номер и дату регистрации заявления. А если в течение десяти рабочих дней от УК не последует ответа или он не устроит обратившегося, то придётся жаловаться в вышестоящие инстанции, в том числе в местную администрацию и Роспотребнадзор.