Примерное время чтения: 15 минут
48

Где у нас «кузница» востребованных специальностей?

Фото предоставлено педколледжем

Сегодня в Брянской области активно идёт строительство школ и детских садов. И вместе с тем возникает потребность в учителях начальных классов и воспитателях. Необходимы они также и в образовательных учреждениях, работающих не один десяток лет. Специалистов по этим и другим не менее важным рабочим специальностям готовят в Брянском профессиональном педагогическом колледже. Мы побывали там и поинтересовались, чем живёт сегодня образовательное учреждение и каким профессиям может научить.

Вспомним, как всё начиналось

23 июля 1963 года Государственный комитет по профтехобразованию принял решение создать на базе училища, которое находилось на Почтовой, 4, профессиональный педагогический техникум подготовки мастеров производственного обучения в области машиностроения.

– Областные комитеты по образованию отбирали среди выпускников профучилищ лучших и направляли их сюда, чтобы мы подготовили мастера производственного обучения для училища, – рассказывает директор педколледжа Светлана Яковлева. – К нам приезжали студенты со всего центрального района России – Северного Кавказа, Северо-Запада и даже Белоруссии. Для обучения каждая область присылала по 4–5 человек ежегодно. После окончания учёбы они возвращались в свои области и там работали мастерами производственного обучения профтехучилища.

В колледже сейчас обучаются более 2000 студентов и трудятся больше 190 человек.

На юбилейные даты в истории образовательного учреждения традиционно съезжаются выпускники со всей страны. Ведь четыре года обучения не прошли бесследно для каждого из них: здесь они жили дружной студенческой сплочённой семьей.

– Тогда на базе девяти классов студенты получали специальность «Профессиональное обучение в отрасли машиностроения», – продолжает рассказ Светлана Степановна. – Она существует и сейчас. Эта специальность даёт две квалификации – «техник» и «мастер производственного обучения».

По мере расширения колледжа появлялись и другие специальности. Самая востребованная – «Преподавание в начальных классах» – появилась в конце 80-х – начале 90-х годов. До этого в Брянске не было ни одного учебного заведения, которое готовило бы учителей начальных классов. После появилась специальность «Прикладная информатика», а затем – «Информационные системы и программирование». По ней студентов обучают и сегодня.

В 2019 году Брянский профессиональный педагогический колледж выиграл грант – восемь миллионов рублей, что позволило обустроить мастерские и открыть новые специальности: «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование» (коррекционное), «Коррекционная педагогика в начальных классах», «Право и организация социального обеспечения».

Фото предоставлено педколледжем

– Под эти специальности создали уникальные мастерские для подготовки воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений и учителей, – говорит Светлана Яковлева. – Они функционируют до сих пор и оснащены современным оборудованием. Такое сейчас есть и в новых детских садах. Поэтому наши выпускники подготовлены на высоком уровне.

И на выпускных курсах практически 80% студентов по педагогическим специальностям обучается по индивидуальному учебному плану. Открытие новых детских садов, расширение школ сейчас требуют и новых кадров. В Брянске образовательные учреждения ими обеспечивает почти на 90% Брянский профессиональный педагогический колледж.

В 2013 году к педколледжу присоединили бывшее училище №25. Так у образовательного учреждения появился второй корпус на улице Молодой Гвардии, 73.

– Раньше там готовили ребят по рабочим специальностям, – говорит Светлана Степановна. – Поэтому у нас сейчас два уровня образования. Это специальности и подготовка по программам квалифицированных рабочих и служащих. Готовим сварщиков, слесарей по ремонту строительных машин с квалификацией «Слесарь по ремонту автомобилей и сварщик».

В этом году педколледж ведёт набор на рабочую профессию «Оператор информационных систем и ресурсов», а также – «Токарь на станках с числовым программным управлением». 

– Не одно учебное заведение в Брянске не готовит специалистов по этим рабочим профессиям, а потребность в них сегодня есть, – отмечает Светлана Яковлева.

И ещё. В рамках специальности «Профессиональное обучение по отраслям» в педколледже дают рабочую профессию и присваивают разряд. Сейчас в образовательном учреждении идёт специализация по профессиональному обучению. Это специальности «Автомобильная отрасль» и «Технология машиностроения».

– Этим мы закрываем в регионе и рабочие профессии, и готовим мастеров производственного обучения, – продолжает Светлана Степановна. – Возобновили специальность «Токарь на станках с числовым программным управлением», так как губернатор Брянской области Александр Богомаз поставил задачу готовить кадры для предприятий, которые работают на оборонно-промышленный комплекс России. Сейчас такие кадры необходимы. Поэтому на эту профессию мы набираем студентов и
надеемся, что они будут работать на этой стезе.

Всегда на уровне

Сегодня Брянский профессионально-педагогический колледж – это многопрофильное государственное аттестованное и аккредитованное учреждение среднего профессионального образования. Одно из ведущих в Центральном регионе учреждение, занимающееся подготовкой специалистов для системы профессионального образования, центров технического обучения и отделов подготовки кадров предприятий, инженерно-технических работников для предприятий и организаций, учителей начальных классов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, специалистов по страхованию, программистов. Колледж является ведущим в Брянской области по педагогическим специальностям, информационным технологиям, обучению студентов с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня здесь обучаются более 2000 студентов.

Фото предоставлено педколледжем

В колледже трудятся больше 190 человек. Здесь готовят специалистов по 16 специальностям и рабочим профессиям. Основой обучения являются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы).

– С 2022 года утвердили новые ФГОСы, так называемые «стандарты пятого поколения», – отмечает заместитель директора по учебной работе Елена Машкова. – Стандарты нового поколения от предыдущих отличаются тем, что они подробно не регламентируют те дисциплины, специальности, часы, которые были в старых стандартах. Это даёт больше свободы образовательному учреждению за счёт «вариативной части» (а есть и обязательная) внедрять те дисциплины, виды деятельности, которые прежде всего нужны работодателю. Или которые усиливают ту или иную компетенцию, которая нужна нашему выпускнику и в последующем – специалисту, особенно в нашем регионе. А также регионам, которые сотрудничают с нашей областью и хотят получить готового специалиста, чтобы его потом не переобучать.

Все образовательные программы согласуют с работодателями. Образовательные программы включают в себя учебные планы, программу воспитания, рабочие программы и фонды оценочных средств, которые определяют, чему в колледже должны научить, как студент-выпускник овладел компетенциями, которые соответствуют определённым ФГОСам видам деятельности.

Также новые Федеральные государственные образовательные стандарты подразумевают проведение итоговой аттестации по двум видам: «Демонстрационный экзамен» и «Защита дипломной работы». «Демонстрационный экзамен» проходит «здесь и сейчас». И его оценивают сторонние эксперты, а не из педколледжа. Студенты сдают его уже три года подряд. В этом году демонстрационный экзамен сдавали по специальностям «Коррекционная педагогика начального образования», «Экономика и бухгалтерский учёт», «Информационные системы и программирование», «Сварщик». По новым стандартам через год этот формат коснётся всех специальностей.

– Этот год для нашего образовательного учреждения был непростым, – говорит Елена Валерьевна. – Мы уже первый курс переводим с общеобразовательной дисциплины на новые стандарты. И нам пришлось разработать все новые образовательные программы. Они размещены на сайте колледжа, чтобы абитуриенты или органы надзора видели, по каким программам и критериям здесь готовят специалистов.

Разумеется, новые программы предполагают внедрение новых образовательных технологий. Поэтому преподаватели колледжа постоянно проходят повышение квалификации, стажировки в организациях, которые являются работодателями для выпускников образовательного учреждения.

Нет сомнения в том, что в педколледже и у преподавателей, и у студентов качественная подготовка, о чём свидетельствуют результаты конкурса профессионального мастерства. В образовательном учреждении действуют три региональные площадки по его проведению. Конкурс проходит по таким компетенциям, как «Дошкольное воспитание», «Преподавание в младших классах» и «Веб-технология». Студенты колледжа всегда занимают призовые места. 

– Кроме этого, мы участвуем в конкурсе «Профессионал», – продолжает Елена Машкова. – И в этом году наш студент в компетенции «Ремонт легковых автомобилей» занял первое место, сварщик – второе. Мы всегда на уровне.

Особые условия и подход

С 2013 года обучение в колледже стало доступным в том числе и для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня в колледже инклюзивно обучается 40 студентов, 15 – с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

– Доступная среда колледжа оборудована на 95%, – говорит заместитель директора по руководству ресурсным учебно-методическим центром Галина Шатохина. – У нас инклюзивно обучаются студенты с различными нозологиями, в зависимости от нозологии всем предоставляется специализированное оборудование и специальные условия.  Обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ проходит по всем специальностям. С этого года обучение лиц с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий будет проводиться по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)».

Поддержку инклюзивного профессионального образования Брянской и Смоленской областей обеспечивает ресурсный учебно-методический центр. Данный центр осуществляет следующие функции: экспертно-методическое, аналитическое и информационное сопровождение среднего инклюзивного профессионального образования.

– В Брянской области наш колледж  – одно из ведущих учреждений СПО в реализации инклюзивного образования, – говорит Галина Александровна.

Студентам при необходимости оказывается техническая помощь ассистентом-помощником и психолого-педагогическое сопровождение тьютором.

С 2020 года на базе колледжа работает Центр дистанционного образования детей с инвалидностью и ОВЗ Брянской области. Образование школьники получают при помощи дистанционных образовательных технологий с 1–го по 11–й класс.

Благодаря поддержке департамента образования и науки колледж предоставляет всю необходимую технику и услуги Интернета. В центре сейчас
обучаются более 100 человек, с которыми занимаются около 65 педагогов.

– Центр находится в сетевом взаимодействии со школой, – поясняет Галина Шатохина. – Мы имеем лицензию на общеобразовательную деятельность.

Добавим, что здание колледжа адаптировано для лиц с инвалидностью и ОВЗ, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На входе – электрический подьёмник, внутри – специализированные лифты, которые помогут в передвижении по зданию. Так же имеется шагающий подъёмник, а в случае аварийных и экстренных ситуаций – выносные эвакуационные кресла. Все здания оборудованы табличками Брайля и индукционными петлями.

Виртуальное пространство

В колледже студентам и преподавателям доступны современные информационные технологии, которые используются в образовательной деятельности. Для этого созданы все необходимые условия: мощные серверы, 17 кабинетов информатики, более 30 автоматизированных рабочих мест преподавателей, более 10 интер-
активных панелей и досок. Всё компьютерное оборудование объединено в общую локальную сеть с выходом в Интернет, в учебных корпусах имеется бесплатная Wi-Fi-зона.   

– За счёт федеральных грантов Министерства просвещения (2018, 2019), участия в государственной программе «Доступная среда», а также за счёт внебюджетных средств колледжа за последние годы приобретается современное компьютерное оборудование, – рассказывает заместитель директора по ИТ Сергей Куропатин. – Мы закупаем современное компьютерное оборудования для центра дистанционного обучения школьников и студентов с ограниченными возможностями здоровья для ведения образовательной деятельности в дистанционном формате. Имеется всё необходимое специализированное компьютерное оборудование для этих целей: специальные клавиатуры, манипуляторы и джойстики, принтеры Брайля, специальное лицензированное программное обеспечение и многое другое, позволяющее обучающемуся с различными нозологиями успешно осваивать образовательные программы.

Также на площадке колледжа проходит региональный чемпионат профмастерства «Абилимпикс» по четырём компетенциям: «Обработка текста», «Веб-дизайн», «Программирование», «Мастер цифровой обработки информации». Студенты побеждают и представляют Брянщину на всероссийском уровне.

– В нашем учебном заведении в сфере IT-технологий внедряется достаточно много виртуального пространства, – говорит Сергей Александрович. – Колледж функционирует в таких системах, как «Сферум», мы подключены и к площадке «Виртуальная школа». Сейчас планово переходим к системе дистанционного обучения «Моя школа».

А ещё для студентов и преподавателей доступна электронная библиотека, работу которой оплачивает колледж.

На страничке колледжа ВКонтакте студенты, абитуриенты и их родители могут получить всю необходимую информацию и консультацию по интересующим их вопросам.

Практическая составляющая

В колледже студенты проходят несколько разновидностей практики: учебная, производственная, педагогическая. 

Учебную практику проходят в самом колледже в мастерских. Производственную – на брянских предприятиях. Заключено больше 80 договоров, в том числе с Брянским машиностроительным заводом, Брянским автомобильным заводом, предприятием «Снежеть» в посёлке Белые Берега, навлинским заводом «Промсвязь», предприятием «Бежицкая сталь», Жуковским веломотозаводом и другими. 

– Сейчас востребованы рабочие профессии токарь, оператор станков с программным управлением, слесарь по ремонту автомобилей, – говорит заместитель директора по учебно-производственной работе Елена Жилкина. – При прохождении практики наших студентов разобрали на эти предприятия. Сейчас мы работаем с Брянским автомобильным заводом. Студенты третьего курса, которые обучаются по специальности «Профессиональное обучение по отрослям», прошли собеседование в учебном центре предприятия. Их пригласили на обучение, переподготовку для дальнейшего трудоустройства, так как заводу не хватает кадров по этой специальности.

Приглядываются к студентам колледжа для дальнейшего трудоустройства и во время педагогической практики.

– От завучей и директоров школ в адрес нашего директора приходят письма с просьбой предоставить этим студентам индивидуальный график обучения, – рассказывает Елена Николаевна. – В школах не хватает учителей. И наши студенты, учась в колледже, уже имеют возможность там работать.

Студенты колледжа проходят практику и в детских садах Брянска – «Жар-птица», «Оленёнок», «Медвежонок», «Воробушек», «Лебёдушка»...

– В нашем колледже обучаются студенты по специальностям «Специальное дошкольное образование» и «Коррекционная педагогика», – продолжает Елена Николаевна. – И наши студенты проходят практику в коррекционных школах №44, №50, в Супоневской школе. Выпускники работают в этих школах и продолжают обучение.

Трудятся студенты колледжа и в направлении дополнительного образования. Колледж заключил договор с Брянским областным губернаторским Дворцом детского и юношеского творчества имени Ю. А. Гагарина. Они уже пятый год там проходят практику и некоторые уже работают.

Студенческая практика предусматривает посещение предприятий Брянщины. Для обучающихся педколледжа проводят экскурсии. Это так называемый «Промышленный туризм». Побывав на том или ином предприятии, студенты проходят профессиональные пробы в учебных мастерских колледжа. Одни пробуют, к примеру, разобрать и собрать двигатель, коробку передач, другие – сварить какие-то детали.

– На данном этапе для нас главная задача – наладить такое сотрудничество с заводами по профессиональному обучению по тем специальностям, которые сегодня необходимы предприятиям, входящим в оборонно-промышленный комплекс России, – говорит Елена Жилкина.

Добро пожаловать!

С 20 июня в Брянском профессиональном педагогическом колледже стартовала приёмная кампания.

– Сегодня очень востребованы специальности «Дошкольное образование, «Преподавание в начальных классах», «Информационные системы и программирование, и рабочие профессии «Сварщик» и «Токарь», – делится ответственный секретарь приёмной комиссии Людмила Алексашина. – Специальности «Токарь» и «Оператор бюджетных систем и ресурсов» мы открываем в этом году.

В этом учебном году колледж будет набирать 475 человек за счёт бюджетных средств. Обучение по специальностям «Юриспруденция», «Экономика и бухгалтерский учёт», «Страховое дело» будет проходить за внебюджетные средства.

Также в этом году для абитуриентов ввели новое понятие «Первоочередное право на зачисление». Под него подпадают: обладатели званий и наград, участники боевых действий и служащие на территории проведения специальной военной операции и граничащих с ними местами, а также их дети. А ещё дети участников боевых действий за границей и дети умерших от COVID-19 медработников. 

– Мы не смотрим на их оценки в аттестате, если они поступают на специальности, на которых нет творческих испытаний, – поясняет Людмила Николаевна. – Если же творческие испытания проводятся, то они должны их сдать и набрать хотя бы минимальное количесвто баллов. Таких специальностей пять: «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Коррекционная педагогика», «Специальное дошкольное образование», «Физическая культура».

Предоставляется и преимущественное право на зачисление в колледж детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, людям с инвалидностью, ветеранам и участникам боевых действий, детям младше 20 лет из неполных малоимущих семей, если их родители – инвалиды первой группы. Преимущественным правом также пользуются люди, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, военнослужащие и сотрудники силовых ведомств, а также их дети.

В учебном заведении студентов готовят по 16 специальностям и рабочим профессиям.

– Если после получения диплома колледжа была установлена инвалидность первой, второй или третьей группы, то есть право снова поступить в колледж на бюджет – на любую профессию или специальность, – добавляет Людмила Алексашина. – Обучение будет бесплатным при прохождении по конкурсу. И наличие льгот нужно будет подтвердить документами.

Добавим, что приёмная кампания в колледже продлится: на педагогические специальности – до 10 августа, а на все остальные – до 15 августа до 12.00.

Кстати
Учебную практику ребята проходят в самом колледже в мастерских. Производственную – на брянских предприятиях, с которыми заключено больше 80 договоров о сотрудничестве. Приглядываются к студентам для дальнейшего трудоустройства и во время педагогической практики в школах, в том числе коррекционных, а также в детских садах. А будущие педагоги дополнительного образования набираются опыта во Дворце детского и юношеского творчества.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах