Образовательная деятельность в Хайтек-цехе детского технопарка «Кванториум» началась в декабре 2019 года. На сегодняшний день здесь реализуются три направления: «Инженерный дизайн CAD», где изучаются основы автоматизированного проектирования, «Школа будущего инженера» и «Основы проектирования и технологий изготовления прототипов».
Все три направления являются приоритетными, так как позволяют формировать у обучающегося чёткое понимание профессий, связанных с инженерными специальностями. Это помогает и в будущем выборе работы. А создание средств производства и материальных благ - залог успеха и конкурентоспособности любого государства.
В ногу со временем
«Хайтек - это очень сложные передовые технологии, часто включающие в себя электронику, мехатронику, робототехнику, цифровые технологии и современные технологии обработки и производства. Поэтому для того, чтобы шагать в ногу со временем, чтобы молодёжь Брянщины обладала современными знаниями и была востребована на рынке труда, в нашем технопарке и развивается направление хайтек», - рассказывает заместитель директора детского технопарка «Кванториум» в Брянске Антонина Кулешова.
В его рамках ребята осваивают фрезерные станки с ЧПУ, лазерные и аддитивные (3D-печать) технологии. В связи с тем, что хайтек-квантум обеспечен всем необходимым высокотехнологичным оборудованием, он обладает возможностями использования производственных мощностей, но строго в рамках образовательного процесса. Это позволяет реализовать самые смелые проекты - от идеи до её физического воплощения.
Единство и взаимодействие
«Видели, как работают шестерёнки в сложном механизме? Они все двигаются чётко и взаимосвязано, так и хайтек - это целый организм, где все системы работают слаженно и продуктивно. Оборудование, имеющееся в хайтеке, позволяет решить все поставленные задачи и цели», - рассказывает наставник Илья Перешивко.
Для удобства размещения оборудования используется принцип зонирования. Так, есть зона проектирования, где ребята учатся создавать электронные 3D-модели, векторные изображения и чертежи, приобретают навыки создания управляющих программ для 3D-принтеров, фрезерных станков с ЧПУ и лазерного станка, решают кейсы и создают свои проекты. Это место рождения идей, планов, смелых проектов.
Есть зона электромонтажа и пайки, где дети занимаются монтажом электронных компонентов. Здесь можно соединить, скрепить, собрать в единое целое части проекта.
А также в хайтек-цехе есть так называемая «грязная» зона». Несмотря на такое сленговое название, тут с помощью 3D-печати, фрезерной, лазерной и токарной обработки непосредственно создаются финальные изделия.
Помимо работы с высокотехнологичным оборудованием, обучающиеся хайтека учатся пользоваться ручными электроинструментами: дрелью, электролобзиком, бормашинкой.
Опыт - в дело
В процессе обучения решающая роль отводится практической деятельности ребят.
«С первых шагов в мир высоких технологий дети учатся создавать и реализовывать свои проекты. По мере углубления в теоретический материал усложняется и практическая деятельность обучающихся. С начала образовательной деятельности в хайтеке обучающимся вместе со своими наставниками удалось воплотить в жизнь множество проектов, тематика которых самая разнообразная», - рассказывает наставник Андрей Салов.
Тут и различные устройства и аксессуары, позволяющие улучшить и оптимизировать свою работу. Например, устройство для склейки деревянных реек под прямым углом, держатели катушек с пластиком для 3D-принтеров, держатели катушек для припоя, подставки для телефонов, органайзеры для ручек и карандашей, органайзеры для инструментов.
Своими руками делают и сувенирные изделия. Например, к 75-летию Великой Победы были изготовлены пилон Кургана Бессмертия и другие сувениры, посвящённые этой дате. К новогодним праздникам обучающимися хайтека были изготовлены новогодние игрушки. Также они разрабатывают и делают призы-сувениры к различным конкурсам, например, головоломка-танграм ко Дню защиты детей, фоторамки - к Международному женскому дню 8 марта и многое другое.
Как пример использования полученных на занятиях знаний, приобретённых умений и практических навыков - настольная игра «Шахматы» с авторскими фигурами.
Точка сборки
Ребята говорят: «Хайтек - это сердце Кванториума». И это действительно так. Ведь хайтек тесно взаимодействует с другими квантумами, объединяет идеи, участников, проекты.
Такое взаимодействие осуществляется двумя способами. Во-первых, обучающиеся хайтека выполняют технические задания, которые поступают из других квантумов, например, моделирование и изготовление зубчатых колёс для автоквантума, проектирование и изготовление передвижной подставки для наноквантума, разработка и изготовление пресс-машины для биоквантума.
Во-вторых, ребята из других квантумов, которым необходимо оборудование для реализации собственных проектов, самостоятельно работают в хайтеке. Здесь им на помощь приходят тьюторы Константин Литвинчев и Дмитрий Герасин, профессионально владеющие современным высокотехнологичным оборудованием.
«Хайтек - это сердце Кванториума», говорят ребята. Ведь он тесно взаимодействует с другими квантумами, объединяет идеи, участников, проекты.
В рамках некоммерческих соглашений с предприятиями города хайтек разрабатывает и изготавливает сувениры по техническому заданию предприятия-партнёра. А его специалисты дают важные советы по использованию оборудования, становятся экспертами в хакатонах, оценивают работы ребят в различных конкурсах.
Путь к победе
Обучающиеся хайтека, как и других квантумов, постоянно принимают участие в различных викторинах, конкурсах, чемпионатах и олимпиадах.
Так, Дарья Богданова завоевала главную награду 3D-Кона областного конкурса «Хакатон-2021», создав «Лучший продукт», а победителями 3D-Кона в различных номинациях стали Тимур Багишвили, Александр Жеребилов и Иван Ермаков.
Владислав Самсонов стал победителем Всероссийского конкурса «Большая перемена».
Хайтек-квантум является площадкой для ежегодного проведения Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Брянской области в компетенции «Инженерный дизайн CAD» (юниоры), участвуя в котором Максим Ященко завоевал золотую медаль, Владислав Самсонов - серебряную медаль, а Дарья Богданова - бронзовую.
Также обучающиеся Хайтека Владимир Дашунин и Александр Филимошин приняли участие в региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в компетенции «Изготовление прототипов» (юниоры) и завоевали серебряную медаль.
Под руководством наставника хайтека Алексея Казакова на заключительном этапе Международного конкурса «Школьный патент в будущее» Иван Ермаков завоевал Гран-при, а Никита Фролов - второе место.
И впереди у ребят ещё много побед!