Брянский городской лицей №1 имени А. С. Пушкина побил абсолютный рекорд. В прошлом учебном году 63 его ученика стали победителями и призёрами региональных олимпиад и пятеро - российских. Такой результат закономерен, считают в учебном заведении, ведь здесь развивают детей сразу по многим направлениям.
Требование времени
Первый в Брянске лицей и создавался как многопрофильное учреждение. Тогда в стране их были единицы, да и сегодня образовательные организации предлагают старшеклассникам в основном только одну программу с углублённым изучением тех или иных предметов. При этом спектр востребованных профессий гораздо шире, а потому у общества есть запрос на новые специальности.
Чтобы образование отвечало требованиям современности, лицей адаптирует существующие учебные программы и открывает принципиально новые.
Лицей - центр многопрофильного и непрерывного дополнительного образования, позволяющий развивать разностороннюю гармоничную личность.
К примеру, есть в лицее инженерный класс. Но если ещё недавно для тех же заводов нужно было создавать механические станки, то теперь «умное» оборудование работает не за счёт ручной силы, а благодаря миниатюрным процессорам. Таким ультратонким производством занимается наш «Кремний» - это одно из крупнейших предприятий микроэлектроники в России. И кадры для него в том числе теперь готовят со школьной скамьи - в лицее в этом учебном году появился специализированный инженерно-технологический класс в рамках договора о трёхстороннем сотрудничестве с Группой Кремний Эл и Брянским государственным техническим университетом. С одной стороны, ребята получат льготу при поступлении в профильный вуз, а с другой - пройдут практику непосредственно на производстве - его старшеклассники посещали уже несколько раз. Поступили в этот корпоративный класс 25 ребят, в основном из районов области.
«Мы ещё больше укрепили направление физики. Расширено и углублено преподавание химии, потому что изготовление микрочипов, плат достигается путём вытравливания определённых дорожек, и без соответствующих знаний детям потом будет сложно учиться в профильном вузе», - отметил директор Брянского городского лицея №1 имени А. С. Пушкина Юрий Клюев.
Он считает, что за такими соглашениями с вузами и работодателями - будущее общего образования. А потому ведёт переговоры и по другим направлениям, в частности, юридическому.
«Думаю, в следующем учебном году мы это реализуем. Может, получится не чисто юридический класс, а будет он называться экономико-правовой, когда имеется в виду более многовекторное обучение, отвечающее требованиям не только того же юрфака БГУ. Здесь посредником может выступить и Брянский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, и наш филиал Плехановской академии. А потенциальные работодатели - это силовые ведомства, органы государственной и муниципальной власти, те же соцслужбы, занимающиеся правовыми вопросами», - пояснил Юрий Клюев.
В планах сделать и гуманитарное направление более узкоспециализированным. В частности, регламентировать профессии социально-гуманитарного и социально-экономического профилей, чтобы принимать на них более нацеленную аудиторию.
«Это тоже требование времени, потому что гуманитарные классы сейчас переполнены, такого не было ещё 5-7 лет назад. Нужно решить вместе с работодателями и вузами, какой именно кадровый дефицит мы сможем таким образом покрыть», - сказал руководитель первого лицея.
А в прошлом году здесь запустили научно-технологический класс - один из академических поделили на две подгруппы: гуманитарно-филологического и технического направления. В первом случае иностранный язык изучают в сцепке с гуманитарными науками - историей и обществознанием, а во втором с точными - с математикой и физикой. Кстати, в планы лицея входит введение ещё и китайского языка.
«Сейчас мы работаем над программой курса «Искусственный интеллект как инструмент многоотраслевого развития современности». В планах дать чёткое представление ребятам об искусственном интеллекте не как о тотальной роботизации всего - такое мнение можно часто встретить в информационном поле, а как о фундаментальной основе прорывных шагов в науке и технологиях. Скорость эффективной работы с крупными массивами данных напрямую коррелирует с результатами в любой сфере. Всё это за счёт возможностей дополнительного образования в лицее», - сказал Юрий Клюев.
Вспомогательный ресурс
Единый госэкзамен, с одной стороны, расширил географию поступления, а с другой - сузил время на практическое изучение предмета. Сегодня детей возвращают в рабочее русло - ещё со школы они должны ориентироваться в будущей профессии.
«Лицей, как школы и гимназии, работает в рамках закона об образовании, то есть с фиксированным количеством учебных часов. Но новые федеральные стандарты дают возможность делать учебные планы гибкими. Однако это очень зыбкая сторона - нельзя огульно сокращать одни предметы, чтобы таким образом увеличить время на изучение других, профильных, ведь не исключено, что даже номинальное присутствие какой-то дисциплины в аттестате будет прописано в условиях поступления в вуз. И тут на помощь приходит дополнительное образование, благодаря которому мы можем усиливать определённые направления и привлекать узкопрофильных специалистов - 12 ставок выделил нам департамент образования. Но такое обучение - это не дополнительные уроки, а материалы, которые выходят за пределы программы, экспериментальные методы», - пояснил Юрий Клюев.
Лицей - это и центр непрерывного дополнительного образования, ведь дети тут не только учатся, но и живут в пансионе. Дополнительное образование часто носит прикладной характер. Например, для медицинских классов есть отдельный спецкурс основ медицинских знаний - к ребятам приходит специалист, чтобы они могли закрепить теорию практикой и без проблем сдать предпрофессиональный экзамен, который даёт баллы для зачисления в вуз.
«Важно, чтобы дополнительное образование совмещалось с общим, и как здорово, что у нас такое объединение происходит внутри одного здания, ведь детям было бы тяжело распыляться на посещение других учреждений. У нас есть свои хореографические и музыкальные студии, свой Дом спорта с бассейном - всё это нужно для гармоничного развития личности ребёнка», - отметил директор.
А клуб лицеистов «Альтаир» отметил первый год своего существования. По сути, это полноценная редакция - дети освоили вёрстку и выпускают газеты, овладели монтажом и освещают новости учебного заведения. Ведут просветительские, научные, литературные проекты, в частности, «Lingua space», готовящий серию передач о мультикультурном взаимодействии, проникновении мировых культур друг в друга. А недавно появился и канал «Лицейский обозреватель», репортажи которого будут рассказывать не только о прошедших, но и предстоящих событиях.
Атмосфера возможностей
«Хочу отметить молодых педагогов. «Альтаир» придумала Светлана Вадимовна Бабарина, сумевшая сплотить детей, увлечь своей идеей. И успех, полагаю, кроется именно в её молодости. С другой стороны, это и результат работы нашей педагогической интернатуры - программы по привлечению молодых кадров. На них я сейчас делаю ставку. Мы планируем участие в двух Всероссийских конкурсах «Флагманы образования» и «Успешная школа», к которым буду привлекать именно молодёжь, потому что за ней будущее, в том числе будущая работа с детьми и родителями», - делится Юрий Клюев.
Частью педагогической интернатуры является проводимый лицеем с 2018 года Всероссийский фестиваль педагогического мастерства «Парад звёзд на Брянщине». На него приезжают лауреаты и абсолютные победители конкурса «Учитель года России» - настоящие классики современного образования, яркие, креативные специалисты, которые дают свои мастер-классы, проводят открытые уроки и мотивируют молодёжь идти в профессию. К слову, сам Юрий Клюев в 2018-м был признан одним из лучших педагогов страны.
Лицей выступает и хорошим ресурсным центром для подготовки молодых педагогов - многие из них после такой стажировки приходят сюда уже на работу.
Такая атмосфера возможностей приносит свои плоды - в ней и ученики, и учителя проявляют свои лучшие качества.
«Есть уникальные дети, - говорит Юрий Клюев. - Но, как показывает практика, уникальных детей тоже взращивают. Был у меня ученик, который доказал, что нестандартное мышление вырабатывается, а не только даровано человеку природой, родителями. Или другой уникальный пример - в лицее сейчас учится Марк Смирнов, победивший в математической Олимпиаде Эйлера, которая приравнивается к заключительному этапу Всероссийской олимпиады. Это уникальнейший случай для нашего региона за последние десятки лет».