Брянский городской лицей №1 имени Пушкина традиционно входит в топ лучших школ страны. Столь высокую планку ему задала создатель и первый директор Антонина Курасова, возглавлявшая учебное заведение больше 20 лет, с 1990 года. На прошлой неделе она отметила своё 80-летие.
Узнаем, как в непростые времена ей удалось организовать необычный и для сегодняшнего времени формат обучения и привнести в него передовые идеи и технологии.
Прекрасен наш союз!
- Антонина Семёновна, в перестройку, наоборот, многое закрывалось. А вы открыли принципиально новое учреждение. Как это стало возможным?
- Бурное время способствовало поиску нового, в том числе в образовании. А применить нестандартные идеи, различные виды учебников и методичек можно было только в условиях лицея, который по определению работает по собственным учебным программам. Их, правда, мы предварительно согласовывали на самом высоком уровне.
Что касается финансовой стороны вопроса, не думаю, что затраты оказались существенными. Тем более первый год мы занимались на базе школы №54, а потом нас перевели в старое здание, из которого ушла школа №9. То есть нам ничего не приносили на блюдечке с золотой каёмочкой, добиваться всего помогал энтузиазм и огромное желание служить молодому поколению - как бы высокопарно это сегодня ни звучало.
- В начале 2000-х лицей всё же получил собственное новое здание. Его специально для вас построили в районе старого аэропорта?
- Нет, его просто предложили нам. Когда весной приехали смотреть, там даже дороги не было, пришлось бросать кирпичи, чтобы пройти по лужам… Но уже 1 сентября встречали там учеников. Хотя тогда ещё не имели столовой, позже стали возводить и физкультурный зал с бассейном. А вообще изначально существовал грандиозный проект лицея, по которому предусматривались даже квартиры для учителей. Но, увы, его так и не реализовали.
Теория на практике
- Антонина Семёновна, а в чём заключалась инновационность появившегося в Брянске лицея?
- Конечно, на цифровизацию многие и сейчас смотрят скептически. В прошлом году, во время дистанционного обучения, дети из моей родной Тюнинской школы тоже не везде могли поймать сеть. Но в 90-е компьютерные классы и учителя информатики вообще существовали только в двух брянских школах: №54 и 57. Мы многое сделали, чтобы внедрить в сознание и взрослых, и детей, что это необходимый шаг.
Как и ранняя профилизация с 8-го класса. Лицей практически на уровне техникумов давал ребятам профессию, будь то оператор, инженер или медик. Что примечательно, мы находились в тесном контакте со службой занятости, взаимодействовали с вузами, заводами, где наши ученики проходили практику. Набирались они опыта и в больницах, после чего получали удостоверение младшей медсестры. Так что ещё тогда у нас, по сути, имелся свой предуниверсарий, и Смоленский мединститут тоже зачислял нашим лицеистам баллы за такую корочку. Только из одного моего медицинского класса сразу 14 человек поступили на химический факультет МГУ, а Миша Серов - зарегистрировал научное открытие. Или другой мой ученик, Сергей Галаганов, возглавил борьбу с коронавирусом, став начальником брянского госпиталя - о нём и вы писали, и Центральное телевидение передавало.
Более широко приобщали детей и к иностранным языкам. На английском даже проводили биологию, историю, литературу. На месяц делегации ребят отправлялись в Америку, чтобы пообщаться с носителями. В некоторых гуманитарных классах ввели преподавание второго языка - немецкого или французского.
Ну и конечно, уделяли серьёзное внимание здоровью и спорту.
- Почему производственная практика сошла на нет?
- Заводы закрывались, негде было её проходить. А что касается больниц… Тоже интересовалась этим, поскольку их отменили уже без меня. Как объяснила администрация лицея, родители попросили убрать практические часы, чтобы освободить время для подготовки к ЕГЭ.
В 1990 году в Брянске появился лицей №1 и вместе с ним аналог нынешнего предуниверсария - профильный медицинский класс. А в 2003-м открылся пансионат «Орбита» для одарённых детей - подобие современного сочинского «Сириуса».
- Как вы к нему относитесь, кстати? И почему раньше и без репетиторов дети сдавали экзамены, а теперь полученных знаний недостаточно?
- К ЕГЭ поначалу относилась прекрасно, он позволял ребятам из глубинки поступать в те же столичные институты. Но теперь вместо четырёх остался только один обязательный экзамен на таких госах - русский язык. Остальные, необходимые для поступления в вуз, - по выбору. Так что, очевидно, в ближайшие годы ЕГЭ канет в Лету. А престижные высшие учебные заведения нашей страны в основном станут зачислять по результатам собственных экзаменов. По поводу репетиторства - оно, по моему мнению, просто погубило систему образования. Верю, что многие учителя отдают все силы, чтобы действительно научить детей. Но тут, скорее всего, сказалось влияние пришедшей моды - нанимать репетиторов везде, даже там, где не надо.
Брянскосельский прорыв
- Вы сравнивали профильные медицинские классы лицея с появившимся в Брянске в 2019 году предуниверсарием, который готовит старшеклассников к поступлению в Первый Московский государственный медуниверситет имени Сеченова. Кроме того, оказывается, у нас уже есть и свой аналог сочинского «Сириуса» - образовательного центра поддержки одарённых детей?
- В некотором смысле да. В нулевых мы стали приглашать к нам на каникулы ребят из сельской местности и выяснили, что в некоторых отдалённых районах области даже физику не преподают, не то что информатику. Так пришла мысль создать общежитие для таких детей. Бывший тогда губернатором Юрий Лодкин инициативу поддержал. А через год, в 2003-м, при лицее появился пансионат «Орбита» на 140 мест, где ученики не просто живут, но и находятся на полном гособеспечении. Причём не месяц, как в «Сириусе», а несколько лет. И как же это меняет судьбы детей! Наши воспитанники заявляют о себе на международных олимпиадах, находят место в жизни. А какие письма с благодарностями от них хранятся в архиве! Представьте, каковы шансы у ребёнка из района области, где в классе всего несколько учеников и не преподаётся химия, переехать в Брянск, причём совершенно бесплатно для семьи, жить здесь и учиться?! А потом ещё поступить на химический факультет в МГУ и стать кандидатом наук? А у нас и такие примеры есть! Талантливые дети ведь не только в областном центре рождаются.
- По какому принципу отбирают счастливчиков со всего региона?
- Требования устанавливает не лицей, а департамент образования. На мой взгляд, помимо задатков ребёнка, влияет и его социальное положение, скажем, предпочтение отдаётся детям из многодетных семей.
- Такие деревенские мальчики и девочки не чувствуют себя мягко говоря особенными, учитывая, что в лицее в основном учится «золотая» брянская молодёжь, как принято считать.
- Не знаю, как сейчас, но у нас все были лицеистами, и никто не знал, что какой-то ребёнок из класса живёт в пансионате. Даже к пятиклассникам мы обращались только на «вы». Детям это очень нравилось, и они делали всё, чтобы оправдать такое к ним отношение, стремились демонстрировать поистине интеллектуальное поведение. Я даже не представляла, что мальчишки будут бегать на перемене, кричать. Если кто-то играл на полу в шахматы, все спокойно его обходили. Что касается «золотой» молодёжи, конечно, именно в такие культурные условия она и стремится попасть, да и состоятельные родители хотят дать своему ребёнку лучшее образование. Но одно другому не мешает.
- Многие критикуют молодёжь, мол, она стала хуже. А вы что думаете?
- Я отношусь к ней с уважением. Конечно, поколение сейчас другое, как и время. Подросток книжку, может, и не возьмёт, зато прочитает её в телефоне, если правильно организовать ребёнка. Гаджеты должны восприниматься не как враги учёбы, а как помощники. Меня удивило, когда в некоторых брянских школах учителя стали забирать перед уроками смартфоны у детей вместо того, чтобы показать, как пользоваться ими по назначению. К примеру, оперативно найти год рождения Пушкина. У меня дома большая библиотека, но если забуду строчку из стихотворения - поищу её в Интернете. Но если цифровизацию я приветствую, то дистанционку - нет, поскольку только настоящая жизнь школы со всеми её трудностями и праздниками дарит роскошь человеческого общения.
А возвращаясь к молодёжи... Знаете ли вы, какая школа сейчас держит первенство по футболу, не говоря о победителях олимпиад? Раньше такие состязания были регулярными, об их результатах писали. То есть героев из детей делали. И сейчас их нужно мотивировать, а не ругать. Создавать молодёжные журналы, телеканалы, чтобы ребята больше о себе рассказывали, а взрослые лучше их узнавали.