Примерное время чтения: 8 минут
119

Играючи справиться. Как брянских ребят погружают в историю и духовность

Клуб организует работу со студентами техникума, а кроме того, занимается с ребятами всех возрастов.
Клуб организует работу со студентами техникума, а кроме того, занимается с ребятами всех возрастов. Фото предоставлено клубом

О том, что в Брянском строительно-технологическом техникуме им. Л. Я. Кучеева успешно занимаются не только обучением и педагогическим воспитанием студентов, но и готовят и адаптируют к взрослой жизни вчерашних детей, которым самостоятельно было бы сложно идти по жизни, мы уже рассказывали. Есть ли у руководства и преподавателей учебного заведения помощники в этом непростом деле?

«Большую помощь в адаптации студентов, некоторые из которых, несмотря на свой юный возраст, столкнулись с суровыми жизненными испытаниями, нам оказывают ребята из детско-юношеского исторического клуба «Пересвет», - рассказывает заместитель директора техникума по учебной работе Оксана Волкова. - Мы сотрудничаем с клубом с 2014 года и рады такому взаимодействию».

Особенные студенты

На протяжении восьми лет «Пересвет» вместе с техникумом активно помогает обучающимся сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, найти свою дорогу в жизни. Многие из этих студентов имеют инвалидность или иные ограниченные возможности здоровья. Поэтому в период постинтернатной адаптации им важно иметь рядом не только учителя и преподавателя, но и педагога, и особенно - доброго старшего товарища, которыми и становятся члены клуба.

Законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование, на защиту жилищных и имущественных прав и прочее, но многие из ребят бывают психологически не готовы к полноценной самостоятельной жизни.

Дело в том, что российские законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование, на защиту жилищных и имущественных прав и прочее, но многие из них бывают психологически не готовы к полноценной самостоятельной жизни. У таких подростков ослаблены социальные возможности личности, для них характерны низкая потребность в общении, дезадаптивные формы межличностного взаимодействия, что и затрудняет их внедрение в социум. Именно для таких ребят в 2019 году руководителями клуба была разработана специальная социально-психологическая тренинговая программа «Исток», которая реализуется совместно с техникумом.

Работа программы разноплановая, осуществляется на базе общежития техникума и включает в себя: цикл историко-патриотических игр, основанном на историческом наследии России; беседы духовно-нравственного характера; занятия арт-терапией, в том числе художественный труд, народные ремёсла и рукоделие; занятия по кино-педагогике, в которые входят не только просмотр, обсуждение и изучение фильмов, составляющих «золотой фонд» русского кино, но и обучение азам режиссёрского и операторского искусства, и даже съёмка самостоятельных видеоработ духовно-нравственного содержания.

Основой программы «Исток» является цикловая игра с погружением в историю нашей страны. На занятиях обучающиеся имеют возможность познакомиться с примерами героизма и самоотверженности соотечественников, узнать о сложных периодах истории России.

К сожалению, молодых людей, не имеющих жизненного опыта, могут попытаться использовать в асоциальных, незаконных и даже преступных сообществах. Поэтому зачастую обращение к отечественной истории помогает разобраться в окружающей действительности, учит отличать добро от зла, правду от лжи.

Многие подростки, с которыми приходится работать ребятам из «Пересвета», имеют широкие нарушения психоневрологического характера, такие, как неустойчивость внимания, неусидчивость, повышенная утомляемость. Поэтому на занятиях используются формы работы, которые могут вызвать живой интерес, будут соответствовать возрастным, психологическим и интеллектуальным особенностям обучающихся. Среди таких форм: игровая терапия, сказко-терапия, арт-терапия и другие неформальные на первый взгляд направления.

Однако такое общение помогает ребятам «раскрыться», получить эмоциональную разрядку, выразить свои чувства в тех образах, которые они сами создают на занятиях. Во время выполнения заданий волонтёры помогают подросткам, что также положительно сказывается на формировании навыка межличностного общения.

Каждая встреча - уникальна

Ежемесячно участники клуба приезжают в гости к ребятам, проживающим в общежитии техникума. И каждый раз их здесь ждут с нетерпением - встречи всегда новые, являются тематическими и никогда не повторяются: в феврале было занятие по кинопедагогике, на котором ребята сами снимали небольшой фильм, в марте - конкурсная программа «Территория дружбы», а в апреле ребята совершили «Космическое путешествие». Сейчас готовят квесты, посвящённые Александру Невскому и Дню Победы.

Каждый раз в конце занятия все участники - и волонтёры, и подростки - собираются за одним столом на чаепитие. Эта тоже часть программы, причём одна из самых важных. За чашкой чаю ребята не просто подводят итог, а в неформальной обстановке разговаривают обо всём - от глобальных вопросов до личных. Подростки-сироты раскрываются во время такого общения, они тянутся к добру и отзываются на его проявление. Благодаря участию в программе, несмотря на некоторые свои «трудности» и психологические особенности, они отказываются от дурных привычек, начинают духовно и интеллектуально развиваться. Со временем всё более заметной становится положительная тенденция к изменениям в их поведении. Те, кто посетил уже несколько занятий, становятся менее зажатыми, им легче принимать и соблюдать правила, пропадают закомплексованность и тревожность, свойственные новичкам.

Подвигу посвящается

«Всем известна подвижническая жизнь брянского инока-воина Александра Пересвета, приведшая его на Куликово поле. Жители Брянщины гордятся своим земляком, который стал олицетворением жертвенности во имя любви к Родине и освобождения её от захватчиков. Поэтому когда 15 лет назад на базе городского Дворца имени Кравцова был создан наш историко-патриотический клуб, для него и было выбрано такое имя, - рассказывает руководитель детско-юношеского исторического клуба «Пересвет» Екатерина Кузнецова. - Сейчас основная задача клуба, который является структурным подразделением Дворца, это проведение воспитательной и образовательной работы с детьми и молодёжью Брянска. Здесь работают не только со студентами техникума. Участники клуба проводят культурно-досуговые игровые, творческие, образовательные, трудовые, спортивные мероприятия с детьми различных возрастов».

В клубе изучают «Родиноведение» - это не просто предмет или набор фактов об истории России. Это гораздо глубже. Так ребёнок через краеведение открывает свою Родину, историю своей семьи. Здесь он знакомится с природой, но не по книжкам, а через её исследование, прогулки и походы. В этом курсе ребята вместе с историей узнают и этнографию, литературу, музыку, живопись.

Духовность для детей открывается через познание многообразия мира, божьего мира. Ребёнка нацеливают на истинную шкалу человеческих ценностей. В ходе такого воспитания дети знакомятся в том числе и с православной верой. В этом помогают представители Брянской епархии.

Чтобы «упаковать» вышеизложенные направления деятельности в единый целостный комплекс и правильно и успешно преподать его детям, используется методика цикловых игр.

Через вымысел - к реальности

Игра - естественное состояние ребёнка. В ней он чувствует себя в безопасности, легко может пережить травмирующий опыт, избавиться от негативного стресса, преодолеть тревожность.

Цикловая игра - универсальная методика по работе с детьми, позволяющая комплексно проводить образовательные и воспитательные программы внутри единого смыслового пространства. Она предоставляет детям возможность в игровом контексте усваивать различные виды деятельности через совместно пережитые события, практические дела. В связи с небольшим количеством детей в группах есть возможность включать их в процесс в качестве полноправных и активных участников.

Цикловая игра даёт возможность детям непосредственно погрузиться в приключения, «научные исследования», «военные походы», которые не так виртуальны, как компьютерные игры, и не так опасны и жестоки, как реальные.

Таким образом, ребёнок постепенно нарабатывает опыт спокойного преодоления трудностей, адекватного принятия решений, разрешения своих внутренних страхов и комплексов.

Эта игра создаётся преимущественно на основе исторического события или литературно-художественного произведения. Исторический антураж позволяет увлечь детей, пробудить в них желание трудиться, помогать друг другу, делать правильный нравственный выбор, сотрудничать, честно соперничать, выполнять достаточно сложные правила.

Роль истории в личности

В клубе уверены, что история помогает увидеть развитие человека и человечества, понять не случайность событий, она предполагает примеры подвига, самоотверженности. В процессе игры на фоне высокого эмоционального подъёма происходит «пробуждение исторической памяти», формируется культурно-историческая идентификация, влияющая на формирование самосознания личности.

Современные дети растут в разнополярном мире, и надо учить их в нём ориентироваться, отличать подлинные вечные ценности, которые можно найти в культурах разных стран и народов, от суррогатов современной псевдокультуры, с её культом развлечений, удовольствий и мира потребления.

В клубе помогают ребёнку создать позитивный образ героя, в котором деструктивные качества заменяются позитивными. Устремляясь к этому идеалу, он будет соответствовать ему и развивать те черты и качества характера, которые будут закладываться в играх: смелый, сильный, великодушный к врагам, милосердный, способный выручить из беды.

Главное, играя в военные действия, не заострять внимание на убийстве врага, не отыгрывать жестокость, не ставить задачу добить противника любой ценой. В отличие от экранного убийства или убийства в компьютерных играх в такой игре подчёркивается его условный характер. В правилах озвучивается не слово «убить», а слово «победить». Таким образом, ребёнок понимает, что главное - путь к победе, что только истинно сильный человек может пожалеть врага и проявить великодушие.

Кстати
Информация, получаемая в клубе, не носит отвлечённый характер. Ребёнок выполняет такое задание, которое в ближайшее время сможет применить на практике. Например, в лесу даётся возможность разжечь костёр только тем ребятам, которые учились этому и сдали соответствующие испытания. Или, например, важное послание или шифровку сможет расшифровать лишь тот, кто выучил старославянские цифры.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах