Данными по этой теме поделился Дмитрий Александрович Тимощенков, учитель физики и астрономии МБОУ СОШ №1 имени генерал-майора авиации Г. П. Политыкина п. Клетня Брянской области.
«Мы живем в период интенсивной информатизации: скорость обмена данными в 21 веке возросла в разы, объемы информации увеличились. В то же время последние мировые события показали, что, несмотря на обилие цифровых сервисов, далеко не все процессы сегодня можно с легкостью перенести в онлайн-среду. Особенно сильно изменения коснулись системы образования: учителя и ученики были вынуждены перебраться из классов и аудиторий в интернет-пространство, что оказалось не так-то просто. Приходилось исследовать новые платформы, методом проб и ошибок искать подходящие программы, штудировать сайты и изучать способы создания аудиовизуального контента.
Но прогресс не стоит на месте: возросший запрос на интернет-образование породил немало полезных инициатив. Появились онлайн-школы, курсы и даже университеты. Минпросвещения разработал целую стратегию цифровой трансформации образования, которую изложил в одноименном документе. В одном из его пунктов был озвучен план по внедрению сервиса «Цифровое портфолио ученика».
Согласно задумке, цифровое портфолио ученика будет представлять собой индивидуальный сборник успехов учащегося: хорошие оценки, завершенные проекты, грамоты, результаты волонтерской работы – все это будет храниться в данном сервисе и предоставляться, по желанию школьника, в ВУЗы при поступлении. В документе конечным сроком внедрения проекта обозначен 2024 год, но на самом деле технология уже несколько лет тестируется в различных школах страны, а некоторые университеты уже принимают портфолио вместе с результатами ЕГЭ.
Суть цифрового портфолио заключается в том, чтобы помочь высшим учебным заведениям составить портрет абитуриента, а самому абитуриенту дать больший шанс попасть на интересующую специальность: в зависимости от содержания портфолио, вчерашний школьник получает дополнительные баллы при поступлении.
Впрочем, вместе с возрастающим количеством платформ множатся и вопросы. Чем заполнять портфолио? А если я не хожу на олимпиады и у меня нет грамот, что мне делать? А если опять будет удаленка, то чем мне зарабатывать бонус? А если у меня нет портфолио, неужели у меня будет меньше шансов поступить? Давайте разбираться».
Чем заполнить портфолио?
На самом деле уже сегодня существует множество способов заполнить заветную папку. Условно их можно разделить на шесть крупных групп.
Первый способ – это, разумеется, хорошие оценки по итоговым работам. Двоечникам, впрочем, переживать не нужно – плохие оценки в портфолио отображаться не будут.
Второй – олимпиады. Конечно, учитываться в портфолио будет только призовое место, но зато с любого этапа – не обязательно быть победителем Всероссийской олимпиады, для портфолио хватит и школьной.
Третий – грамоты. За участие во внеурочной деятельности, организацию школьной постановки – за что угодно. Обычно в школе их выдают в бумажном виде, в этом случае их нужно отсканировать и прикрепить оцифрованное изображение на сайт.
Четвертый – спортивные и музыкальные достижения. Грамоты, медали, активное участие в школьных спортивных и творческих мероприятиях, результаты соревнований и конкурсов – все это может быть включено в список достижений.
Пятый – волонтерская деятельность. Учитываться будет и участие в школьных волонтерских проектах, и самостоятельная активность в этом направлении.
Шестой – результаты проектной деятельности. Разработанное исследования может сильно помочь поступающему в ВУЗ, особенно если изучаемая тема имеет отношение к выбранной специальности. Отметим, что исследовательский проект сегодня считается одним из самых продуктивных образовательных средств.
Зачем заполнять портфолио проектами?
На сегодняшний день именно проектная деятельность является наиболее перспективным направлением для тех, кто заботится о содержании своего портфолио и равномерном развитии предметных навыков и умений. При этом в реалиях нового времени именно с ней у школьников и учителей возникло множество проблем: проект сложно вписать в школьную программу, а при переходе на удаленку в принципе неясно, как с ним работать.
Но возможность решить эти проблемы все же есть: используйте цифровые средства по созданию проектов. Например, можно обратиться к онлайн-сервису ГлобалЛаб, который посвящен тому, чтобы обучить школьников проводить различные исследования. В этой работе кроется множество плюсов:
Во-первых, для создания любого проекта необходим личный интерес школьника, персональный запрос на поиск ответа на вопрос. На сайте ГлобалЛаб есть отдельный раздел для озвучивания идей, где участники портала предлагают новые темы исследований, находят соратников и кураторов. Кроме того, каждый пользователь платформы может обратиться к функции конструктора, позволяющей создавать и публиковать собственные проекты, в которых можно самостоятельно выбирать все: от темы и средств сбора информации до настройки виджетов и количества участников. Так обширная база уже существующих проектов регулярно пополняется новыми работами, базирующимися на интересах учащихся. Лично для школьника это значимо, потому что он не ограничен в своем любопытстве: он может выбрать как любую понравившуюся тему из уже существующих в базе, так и создать новую в случае отсутствия подходящей. Для ВУЗа подобная работа будет представлять ценность, потому что будет говорить об уровне заинтересованности абитуриента в конкретной проблеме и в поступлении в целом.
Во-вторых, формирование привычки к исследовательской деятельности формирует исследовательский подход к жизни, что в дальнейшем помогает вчерашнему школьнику лучше ориентироваться как в бытовой сфере, так и в механизме создания экзаменационных, курсовых и дипломных работ.
Рассмотрим на примере: проект «Проектируем идеальную комнату», размещенный на сайте ГлобалЛаб, помогает школьникам развить математические навыки и навыки проектирования. В ходе работы они осваивают как и базовые школьные предметы, так и практически применимые умения. При этом все эти процессы изложены в формате исследования, структура которого предполагает четкую последовательность действий, которая не изменится в том числе и при создании курсовой работы в университете.
В-третьих, проектная деятельность позволяет развивать умение анализировать и синтезировать информацию, работать с данными, которые впоследствии доводятся до автоматизма, что облегчает процесс изучения предметов в целом. Гораздо проще формировать все типы навыков, когда есть заинтересованность в них и способы их практического применения.
Отдельно отметим, что работа с ГлобалЛаб не обязывает использовать какую-то специальную супермощную технику – достаточно иметь периодический доступ в интернет. Многие роекты можно выполнить без помощи приложений, требующих большого объема виртуальной памяти. Например, результатом вышеупомянутого проекта «Проектируем идеальную комнату» должен быть макет комнаты, созданный из подручных материалов. Следовательно, школьнику нужно иметь возможность поделиться его фотографией. Но если и это невозможно, то существуют проекты, которые в принципе не требуют фото-сопровождения, например, «Определяем КПД электрического чайника» - участнику нужно иметь возможность только разместить текст работы.
Подведем итоги
Цифровое портфолио ученика – это способ абитуриента заявить о себе с помощью предоставления доступа ВУЗу к цифровой папке. Такая папка содержит в себе данные обо всех личных и академических достижениях вчерашнего школьника, а заполнять её можно уже с 4 класса. В качестве бонуса абитуриент получит несколько дополнительных баллов к результатам ЕГЭ, что повысит его шансы на поступление. Формируется цифровое портфолио с согласия родителя и ученика, а предоставляется в вузы – по желанию абитуриента.
Приоритетный способ заполнения портфолио школьник может выбрать самостоятельно, однако наиболее продуктивным является заполнение через проекты. ГлобалЛаб предоставляет возможность выполнять их самостоятельно, совместно с родителями и даже на базе школьного образования вместе с хорошо знакомыми вам учителями. Направление вашей работы ограничивается только вашей фантазией и желанием.
Даже если у вас есть музыкальные или спортивные достижения, проектная деятельность, соответствующая выбранной специальности, будет оценена университетом: для ВУЗа наличие завершенного проекта говорит о высокой заинтересованности абитуриента в поступлении, способности ориентироваться в большом потоке информации и обрабатывать его.
Не стоит переживать о том, что реалии нового времени оставят вас за бортом – цифровое портфолио дает бонус к поступлению, но не отменяет результатов ЕГЭ. Так что учиться традиционным способом все же придется. Но если вам хочется иметь больше гарантий, то портфолио может помочь вам их получить.