Учёные подсчитали: дети в среднем перестают верить в сказку в возрасте семи лет. Но некоторые продолжают в ней жить и будучи взрослыми, хотя год от года число скептиков растёт.
Брянская художница Анна Петрова на своих картинах, написанных пастелью, оживляет драконов, дриад - нимф из древнегреческой мифологии, обитающих в лесах, а также выдуманных мистических животных. Такое необычное творчество оказалось очень востребованным: полотна выставляются в модных российских галереях, успешно продаются по всему миру, а цена самой дорогой работы достигает стоимости однокомнатной квартиры в областном центре. Узнаем, кто же совершает такие покупки.
Мечтать не вредно
- Анна, как вы начали рисовать сказки?
- Рисовала я с детства. Когда обнаружилась склонность к творчеству, записалась в художественную школу, затем было художественное училище. Только краски - гуашь, акварель, масло - никогда не любила. Помню, в художественной школе все должны были работать с акварелью, а я была осторожна, скромна в цвете, оттого все цвета получались какими-то грязноватыми.
Пожалуй, каждый художник раскрывается по-настоящему, когда находит свои изобразительные средства и свой художественный язык. Так вот и я - взяла бумагу, пастель и начала создавать свои сказки. Как в известном мультфильме про коробку с карандашами, в которой таится весь мир.
Кроме того, придумала авторскую технику рисования пастелью на природной экобумаге ручного отлива из возобновляемого сырья: стеблей тростника, трав.
- Такая манера письма как-то связана с основной темой творчества?
- Конечно, ведь что такое сказка? Это повествование об ином мире, мираж, фантазия, что-то несбывшееся, что-то из мира мечты. И такой «прозрачный» материал, как пастель, как нельзя лучше подходит для рисования сказок.
Художница придумала авторскую технику рисования пастелью на природной экобумаге ручного отлива из возобновляемого сырья: стеблей тростника, трав.
Пастель даёт возможность общаться со зрителем полунамёками, лишь слегка выделять персонажей из сказочной туманности, оставляя пространство для полёта воображения. Всегда позволяю зрителю додумать, домечтать, достроить вместе с художником свою собственную историю.
- А что-то из реальной жизни в сюжетах ваших сказок есть?
- Таких историй немного. Например, картина «Липовый цвет» навеяна детскими воспоминаниями о доме моего деда. Я родилась в Нижневартовске, провела там первые два года, а потом мы с мамой приехали в Белые Берега, где жили мои бабушка и дедушка. Возле нашего дома рос мощный высокий дуб и красавица липа. Ветви деревьев склонялись почти до земли. Когда зацветала липа, было уже очень тепло, и ласковый, сладкий, медовый запах окутывал старое крылечко. Теперь нет того дома, но память об этих ароматных днях, как окошечко в детство, осталась в моей душе. Картина «Липовый цвет» - это и есть кусочек той памяти, с запахом детства и пронзительным ощущением счастья.
Но как таковых особенных историй нет. Хотя в творчестве любого художника, мне кажется, так или иначе проявляется весь его жизненный опыт, всё, что с ним когда-то происходило, весь культурно-социальный багаж, вся его духовная и эмоциональная жизнь.
Теплое пространство
- Есть ли в ваших рисованных сказках отрицательные персонажи и кто они?
- Смотря кого считать «отрицательным». У меня есть сказки про смерть. Она то жница на сенокосе, то сестра милосердия, то птица, примеряющая чужие маски. Нет, она не отрицательный персонаж - она просто есть как часть истории. Но у меня мало страшных сказок - всё же моё пространство тёплое. Давным-давно придумала эту формулу, назвала так свой сайт и мечтаю когда-нибудь создать галерею рисованных сказок со студией, сувенирным магазинчиком и садом с беседками и летней верандой - по-настоящему «Тёплое пространство».
- Почему мужчин изображаете редко?
- Есть такой термин «женское искусство». Я его не очень люблю, но, пожалуй, он применим к моим работам, - когда видно даже не искусствоведу, что рисовала женщина: не только по выбору персонажей, но и по техническим приёмам, общим тема. Для меня темы женственности, мира детства, сказки, фантазии, мечты - ведущие. А это всё-таки женский взгляд.
Есть у меня боги и герои мужчины, лешие, моряки, рыбаки, музыканты, символические собирательные мужские образы, старики, мальчики... Просто мужского меньше, чем женского.
- На ваших картинах заметны повторяющиеся мотивы - ветер, дерево с причудливыми корнями, раковина, объятия. Что они для вас значат?
- Во всём, что рисую, таятся некие символы стихий, отражение чувств, эмоций. Ветер поёт о переменах, приносит вести, уносит мечты, деревья - мои друзья, иногда ассоциирую себя с дриадой. Пожалуй, этот образ самый близкий. Раковина - символ отражения большого в малом, некий артефакт, строение которого подобно Вселенной. Море - образ мечты. Объятия... ну есть ли на свете человек, для которого объятия ничего не значат? В целом сюжеты и персонажи могут повторяться из года в год - это важные характеристики личности художника.
Да в ней намёк
- Сказки в литературе начинаются с «Жили-были…», а с чего начинается нарисованная история?
- Так же примерно начинаются и мои. Приоткрываю дверь «тёплого пространства», а оттуда - лёгкое касание кого-то, стремительный поток ветра с залива, мягкая мшистая поступь лета или лавинный налёт дракона... Что придёт! Когда я беру бумагу и пастель - всегда что-то приходит из того мира, к дверям которого у меня хранятся ключи. По сути, бумага с пастелью и есть мои ключи от сказочного мира. Открываю двери, выпускаю сказки гулять в обычную жизнь...
- А вы на каких сказках росли? Какие были любимыми в детстве?
- Сказки любила всегда. И сейчас люблю! Истории Туве Янссон про муми-троллей, книги Толкина, конечно же все сказки народов мира читала запоем... А особенное место отведено сказам Бажова. Его творчеству я посвятила отдельную серию.
- Узнали ли вы, как наполнить обычную жизнь магией?
- Нет общего рецепта для всех. Сознание привыкает к рациональному и шаблонному. Но есть разные способы изменить траекторию. Например, «прогуляться» по сказкам с открытым сердцем. Читайте или любуйтесь нарисованными сказками не как скептик, а как ребёнок, ходите на выставки и концерты, общайтесь посредством искусства с творцами - художниками, музыкантами, писателями.
- Чему могут научить человека сказки - взрослого и ребёнка?
- Тому, что чудесное, тонкое, доброе, важное - рядом и в нас самих. В сухой травинке, песне ветра, старых игрушках, шёпоте моря, на крыльях перелётных птиц, на кончиках кошачьих усов, в танце, улыбке, тёплых объятиях...
- Что самое трудное для сказочника в повседневной жизни?
- Быть «взрослым» ребёнком в прагматичном мире, особенно когда дело касается походов в налоговую, работы с банком (я продаю свои картины официально, в качестве ИП). Видимо, у меня боязнь присутственных мест и неправильно заполненных бумажек.
А ещё меня огорчает невзаимность - закрытые сердца, шаблонное и рациональное отношение к жизни. Так и хочется крикнуть порой: остановитесь, оглянитесь вокруг, а ещё лучше - загляните в себя, в своё сердце. Мы все в заповеднике сказок живём, но многие словно с завязанными глазами...
- К слову, а почему у большинства ваших героев закрыты глаза?
- Они, как и я, мечтают!
- Анна, не могу не спросить. У вас есть картины по миллиону рублей. Кто желает их купить?
- Да, некоторые действительно столько стоят, потому что дороги для меня. Но это не значит, что именно их берут. Пока самая дорогая работа была продана за 300 тысяч рублей. Находятся картины в частных коллекциях в России и за рубежом: в США, Великобритании, Австралии.