Примерное время чтения: 5 минут
63

Брянские эксперты оценили уровень доверия россиян к новым медиа

Татьяна Швецова / АиФ
Брянск, 17 августа - АиФ-Брянск.

В федеральном «Экспертном клубе» состоялось обсуждение роли социальных сетей и мессенджеров в формировании актуальной повестки.

Участникам разговора предлагалось ответить на несколько вопросов: «Почему, на ваш взгляд, общество продолжает доверять наиболее привычному формату получения информации в виде традиционных СМИ? Выросло ли доверие к неофициальным источникам информации за последнее время? Каким способом можно эффективно оградить общество от фейковых новостей из социальных сетей и мессенджеров? Каким аккаунтам в социальных сетях и мессенджерах доверяете вы?»

В дискуссии приняли участие и эксперты Брянской области.

Сергей Сергиенко заостряет внимание на борьбе с фейками и цитирует песенку о слухах Владимира Высоцкого: ««Закалённые во многих заварухах, сплетни ширятся, не ведая преград». «Можно сказать, что распускание недостоверных слухов шло вместе с развитием человечества с момента возникновения языка. Современные технологии лишь ускорили распространение фейков. Кардинально победить эту проблему невозможно, увы – это вековечная борьба между правдой и ложью. И это значит, что как в далёкие времена, так и в нынешние нужно соблюдать элементарные правила информационной гигиены и учить им подрастающее поколение», - считает спикер.

Валерий Егорушкин приводит данные опроса ВЦИОМ, согласно которому уровень доверия центральному телевидению составляет 53%, региональным телеканалам – 47%, а новостным, аналитическим, официальным сайтам – 35%, Телеграм-каналам – 31%. «Исходя из этого не стоит обольщаться и считать, что «телевизор победил все остальные бытовые приборы». Информационное противостояние на всех площадках лишь разгорается, и нам всем придётся немало потрудиться, чтобы защитить истину и избавиться от потока фейков», - отмечает эксперт.

Александр Пронин предлагает вспомнить 1990-е годы, когда информационный шквал впервые обрушился на неподготовленное к нему общество, люди верили в МММ и, пугаясь каждого слуха, выстраивались в очереди за солью и спичками.

«Наверное, в каждой семье с тех пор накопилось столько соли и спичек, а вместе с ними – и опыта, что сегодня не так-то просто заставить поверить в фейк. Современный человек погружён в океан информации. И как бы ни хотелось манипуляторам – будь то ушлые маркетологи, бывалые политтехнологи или обученные по западному образцу провокаторы – люди уже на интуитивном уровне привыкли фильтровать сообщения. К тому же, нужно отдать должное нынешним представителям органов власти и СМИ, которые беспощадно и своевременно разоблачают фейки, не давая им возможности оказать значимое влияние на общественное сознание», - констатирует политик.

Максим Попов уверен, что во времена пандемии большинство россиян получило не только прививку от коронавируса, но и от фейков. «Именно тогда в информационном поле вирус лжи вызвал настоящую эпидемию ложных и непроверенных сообщений. Но общество победило болезнь и приобрело иммунитет. Позже, с началом СВО, украинский режим обрушил на россиян настоящее цунами фейков с целью вызвать панику и дестабилизацию. Но хорошо проплаченный энтузиазм бойцов ЦИПСО не достиг результата, иммунитет сработал», - пишет заместитель председателя Общественной палаты Брянской области. По его мнению, россияне уже привыкли, что новость из одного источника ещё ничего не значит, и никто не торопится делать выводы или рассылать её друзьям и знакомым: «Лишь убедившись, что информация приходит из разных источников, включая официальные, её принимают на веру».

Юрий Клюев приводит цитату Президента России Владимира Путина. На встрече с военкорами глава государства сказал: «Конечно, в условиях боевых действий можно было бы что-то и ограничивать, но мы не должны забывать, что это является работой противоборствующей стороны, потому что работа в информационном пространстве – это поле боя. И очень важное поле боя… Этому можно и нужно противопоставить не столько ограничения административные или правоохранительные претензии, сколько эффективную работу в информационной сфере с нашей стороны».

«Полностью согласен с Президентом: те самые кишащие фейками соцсети, мессенджеры и каналы – это поле боя. И, борясь на нём, нужно не только обороняться, но и действовать наступательно», - полагает эксперт.

По смнению аналитика Юрия Лобунова, на вопрос, выросло ли доверие к неофициальным источникам информации за последнее время, квалифицированный ответ даёт Фонд «Общественное мнение» в исследовании от 28 июля 2023 года.

«С 2015 года доверие к телевидению упало с 63 до 40%, а доверие к новостным сайтам выросло с 15 до 24%. Доверие к форумам, блогам, социальным сетям и мессенджерам подскочило более чем в четыре раза – с 4 до 17%. Каждый пятый взрослый россиянин вообще не смотрит телевизор. При этом ФОМ фиксирует интересную корреляцию с уровнем образования: чем образованней аудитория, тем меньше она доверяет телевидению и больше – источникам в Сети. Речь в исследовании ФОМ шла не просто о доверии, а о сравнительном доверии – доверии выбора, вопрос был сформулирован так: «Есть ли источники информации, которым вы доверяете больше, чем остальным? И если да, то каким именно?». Этим же исследованием ФОМ установил, что новостная информация на телевидении время от времени вызывает недоверие у 60% респондентов, причём, у 23% – часто», - отмечает Юрий Лобунов.

«Учитывая, что тенденция снижения доверия к «классическим» СМИ носит многолетний характер, можно прогнозировать, что и далее уровень доверия к информации из соцсетей и мессенджеров будет расти», - резюмирует аналитик.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах