Чтобы решить кадровую проблему школ, нужно снизить социальное давление на педагогов и улучшить условиях их труда, считают участники обсуждения.
В четверг, 5 сентября, работники образования всей страны отмечают День учителя. Роль педагога в современной России обсудили участники федерального «Экспертного клуба».
В обсуждении приняли участие и брянские эксперты.
Валерий Егорушкин рассуждает о мифах, которые сложились вокруг профессии учителя: «Вчерашний школьник, собирающийся поступать в педагогический институт, планирует не только взять на себя бремя просвещения, но и строить свою жизнь, зарабатывать на неё, делать карьеру. И, даже имея романтические устремления, будущий учитель рано или поздно изучит не умозрительные, не выражаемые в высокопарных словах представления о профессии, но и законодательные – сухие и конкретные – требования к педагогу».
Статья 48 Закона «Об образовании в РФ» перечисляет всё, что должен учитель, все его обязанности. «Плюс существует множество подзаконных актов, которые предъявляют дополнительные требования и нагружают педагога дополнительными обязанностями. Чего стоит вал документов, которые учитель должен разрабатывать по своему предмету и внедрение электронных систем, которое должно было бы облегчить «бумажную работу», однако, вводится не на замену, а параллельно с бумажными носителями. Не каждый, согласитесь, способен взять на себя такой груз обязанностей и ответственности», - констатирует Валерий Егорушкин.
Максим Попов цитирует депутата Госдумы, академика Российской Академии образования Олега Смолина, который сказал: «Сегодня в стране не хватает 250 тысяч учителей – не потому, что их плохо готовят, а потому, что они слишком быстро уходят из школы».
«Четверть миллиона человек – это больше, чем всё население Великого Новгорода или Таганрога, это как Обнинск и Ессентуки вместе взятые. Это очень, очень много. И, рассуждая о педагогическом призвании, о долге учителя, о его обязанностях и роли в обществе, нам стоило бы всерьёз задуматься, что нужно изменить, чтобы эта важная профессия стала по-настоящему престижной, а кадровый голод сменился конкурсом, допускающих к работе с детьми самых лучших», - говорит заместитель председателя Общественной палаты Брянской области.
«Обучение – формирование знаний, умений, навыков, изучение курсов и программ – дело важное, но первостепенно именно формирование личности. Как бы ни был хорош профессионал, если он не будет патриотом, не будет человеком нравственным и ответственным, он не сможет принести пользу Родине и претендовать на достойное место в обществе», - отмечает Александр Пронин.
По мнению Юрия Клюева, самые большие камни в фундамент собственной жизни человек закладывает в детстве, но с высоты лет они кажутся маленькими. «То же самое можно сказать и о роли учителей. Многие недооценивают их роль в своей жизни, а некоторые даже бравируют тем, что школьные знания «не пригодились»: «И зачем я эти интегралы учил? Разве что, проволоку интегралом согнуть, чтобы гайку из-под машины достать». Но каждый из нас стал тем, кем стал, благодаря долгим часам учительского труда, и даже практикант, который провёл пару уроков и имя которого вы не вспомните, вложил свою лепту в формирование вашей личности», - уверен спикер.
«Да, воспитание собственных детей – это обязанность родителей. Но, давайте будем откровенными, каждый ли родитель обладает хотя бы необходимым минимумом педагогических знаний? А у многих ли родителей, напряжённо зарабатывающих на жизнь, есть достаточно времени, чтобы целенаправленно и осмысленно уделять время воспитанию? Улица. Интернет. Учитель. И в этой триаде вся надежда исключительно на учителя. Если, конечно, мы хотим, чтобы подрастающее поколение стало достойной сменой», - подчеркивает Юрий Клюев.
Общество слишком многого требует от педагогов, считает аналитик Юрий Лобунов. «Учитель должен и воспитать, и научить, и «натаскать на ЕГЭ», при этом оказывая «взыскательным потребителям» образовательные услуги по высшему разряду. И любой недочёт в работе педагога тут же вызывает недовольство, переходящее в праведный гнев», - говорит эксперт.
Потребительское отношение общественности вкупе с невысокой зарплатой делает учительский труд непривлекательным для молодежи. «По данным Министерства просвещения, к началу нынешнего учебного года из 1,3 миллиона школьных учителей 187 тысячам уже исполнилось 60 лет, в возрасте от 45 до 59 лет в школах работает 537 тысяч человек. А вот тех, кому ещё нет тридцати, – всего 190 тысяч», - пишет Юрий Лобунов.
«Общество, конечно, может и дальше придерживаться своих высоких требований, самоустраняясь от проблем школы: мол, они педагоги, вот пусть учат и воспитывают. Но эта «удобная позиция» не конструктивна, она не приведёт ни к чему хорошему. Наша общая задача — найти пути не только повышения уровня жизни, но и снижения социального давления на учителей», - отмечает аналитик.