25-го июля 71-летнему режиссёру сериала «Улицы разбитых фонарей» Михаилу Мамедову внезапно стало плохо в московской поликлинике, куда он с женой пришёл на приём к врачу. Предположительной причиной его смерти называют сердечную недостаточность. Коллеги режиссера поделились с bryansk.aif.ru воспоминаниями о нем.
Темпераментная натура
Последние годы Михаил Григорьевич снимал фильмы - в качестве постановщика его приглашали за границу: в Белоруссию, Азербайджан. Но продолжал он и служить театру - в Кировском драматическом готовил к выпуску два новых спектакля: «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе Александра Островского и «Не доверяй мужчинам» по мотивам пьесы Бориса Рацера и Владимира Константинова. Премьеры должны были состояться осенью этого года - в сентябре и октябре. Теперь работа над этими постановками приостановлена.
А в Брянском ТЮЗе главным режиссёром Мамедов трудился шесть лет, с 2010-го по 2016-й. Хотя бывшие коллеги называют его птицей свободного полёта. Режиссёр Олег Табаков, к примеру, выстроил театр вокруг себя, а Михаил Мамедов окружал себя разными театрами. Ещё до официального оформления в Брянске, он много поставил для него как приглашённый режиссёр. А уже работая в этом городе, продолжал давать спектакли на столичных сценах.
«Уговорила его перейти к нам своим напором. Сказала, Михаил Григорьевич, ну давай попробуем. Не обязательно тебе тут жить, надо будет куда-то поехать, поставить спектакль - отправляйся, я со всеми обязанностями справлюсь, но труппа должна находиться под твоим руководством, спектакли должны выходить, - вспоминает директор Брянского ТЮЗа Надежда Даниловская. - И пришёл молодой (Мамедову в 2010 году было 58 лет. - Прим. ред.), энергичный, весёлый, жизнерадостный, окрылённый, современный режиссёр, который умел, как никто другой, ставить легко, быстро - он как горячие пирожки выпекал эти спектакли. Работал много, но гнался не за деньгами, а за возможностью заниматься любимым делом. В этом плане не жалел себя - если надо, то и до ночи репетировал с актёрами. Хотя с них требовал жестко, чтобы дисциплина была. Он сам - дагестанец, изначально темпераментный человек, и за его репетициями можно было следить, как за теми же спектаклями, это дорого стоит - только актёр что-то не так делал, Мамедов сразу влетал на сцену и начинал возбуждаться: «Ну что вы как я не знаю кто!». При этом был тонкой души человек, но за своих артистов всегда стоял горой».
Мамедов - был находкой для брянского театра, а его уход из жизни стал большой потерей для всего российского творческого сообщества.
Искренняя душа
«Он ставил спектакли, которые шли на ура. Во всей стране знали, что любая комедия в постановке Мамедова - это кассовый успех, аншлаг на несколько лет вперёд. И комедии в его постановке у нас идут до сих пор. Но все его спектакли очень яркие, на высочайшей струне актёрского нерва, в первую очередь это относится к постановке романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание», где почти все роли очень запоминающиеся, актёры до сих пор с большим уважением относятся к этой работе, которую они воплотили с помощью Мамедова. Спектакль стал лауреатом Международного фестиваля в Великом Новгороде и Старой Руссе в 2014 году «за бережное сохранение и воплощение идей и образов Достоевского». Мамедов к 70-летию Великой Победы поставил по произведениям писателей-фронтовиков спектакль-посвящение «Вечно живые». Его недавно капитально восстановили, и он остаётся в репертуаре Брянского ТЮЗа», - отмечает руководитель литературно-драматургической части театра Борис Антропьев.
Михаил Мамедов работал в разных жанрах, даже ставил пьесы в стихах, чтобы усложнить задачу актёрам. А молодёжи старался, наоборот, не мешать. Так, в 2015 году на брянской сцене вышла его премьера - спектакль «Без семьи», в котором режиссёр раздал роли только новобранцам ТЮЗа, посчитав, что в отсутствие мэтров им будет проще сделать первые шаги.
Мамедов в основу театра закладывал хорошую драматургию, как классическую, так и современную, и не боялся экспериментировать. В 2012 году он делился с брянскими журналистами: «Моим дебютом будет молодёжный микс «Ангелы кайфа». В нём раскрывается не только тема наркотиков, но и тема дружбы, измены, первой любви, первых страданий. Молодым быть действительно трудно. Но в любом возрасте нужно расплачиваться за то, что делаешь. И мы донесём это до молодого зрителя».
А в 2014-м, комментируя спектакль «Четыре близнеца», он отметил: «Смысл жизни человека - кого-то любить, жалеть, помогать, проявлять участие. А не быть эгоистичным индивидуумом - это очень тяжело. Про это наша занятная история, где будет много танцев, солнца - потому что если оно у тебя внутри, то этот свет согреет и других».
Михаил Мамедов и сам был такой яркой звездой.