Почти 100 лет назад, 22 декабря 1920 года, на YIII Всесоюзном Съезде Советов был утверждён план ГОЭЛРО, по которому в течение 10-15 лет намечалось построить 30 районных электростанций.
Продолжение. Статья 1 - здесь. Статья 2 - здесь.
ГОЭЛРО - Государственная комиссия по электрификации России - орган, созданный 21 февраля 1920 года для разработки проекта электрификации России после Октябрьской революции 1917 года. Аббревиатура часто расшифровывается также как Государственный план электрификации России, то есть продукт комиссии ГОЭЛРО, ставший первым перспективным планом развития экономики, принятым и реализованным в России после революции. Одним из пунктов документа было строительство Брянской ГРЭС.
К столетию плана ГОЭЛРО филиал «Россети Центр Брянскэнерго» провёл большую работу по восстановлению исторических событий, предшествующих электрификации Брянской области. Сотрудники собирали информацию по крупицам: обращались к документам, которые передали в филиал родственники энергетиков, работавших в энергетической отрасли региона, изучили немало исторических документов в Государственном архиве Брянской области: справки, отчёты, газетная хроника в период строительства станции - в 1927 - 1931 годах, фотоматериалы. Благодаря кропотливому труду удалось восстановить историческую картину развития энергосистемы Брянской области. Эксклюзивные данные, приведённые в публикуемых материалах, по большей части впервые предоставляются для ознакомления широкой общественности.
Приостановка строительства. Альтернативный проект
Утром 8 ноября 1927 года на железнодорожную станцию Белые Берега подошли два небольших поезда, на которых к месту торжественного митинга, посвящённого празднованию Десятой годовщины Октября и закладке первого камня в здание электростанции, прибыли губернский партхозактив и другие уважаемые люди Брянщины.
Торжественное открытие строительства, приуроченное к главному празднику страны, явилось показателем особой значимости для Брянщины возводящегося энергетического объекта.
Однако, едва начавшись, строительство станции было неожиданно приостановлено почти на год из-за противодействия, возникшего вследствие скрытой борьбы, ведущейся внутри ВСНХ СССР. Обоснованность уже прошедших экспертизу и утверждённых на высшем уровне проектов была неожиданно подвергнута сомнению. В противовес существующему был предложен альтернативный план электрификации района, согласно которому строительство БРЭС признавалось ошибочным, а центром генерации должен был стать завод «Красный Профинтерн», обладавший в тот момент самой мощной электростанцией в пределах формирующегося энергетического «куста». С учётом планирующейся осенью 1928 года установки на территории этого предприятия турбогенератора в 11 000 кВт суммарная мощность его электростанции достигала 20 000 кВт.
Кроме того, на «Красном Профинтерне» уже существует развитое электрохозяйство, сам завод является основным потребителем электроэнергии, от его электростанции проложены к основным потребителям линии электропередачи, а полученный пар может быть использован для нужд завода. Но главный аргумент - использование более дешёвого топлива при выработке электроэнергии позволит сделать производящийся киловатт-час дешевле. По мнению сторонников этого проекта специалистов, антрацитный уголь из Донбасса по комплексной характеристике, включающей цену и теплотворность, использовать выгоднее, чем торф, добываемый на болоте у Пальцо.
Однако после долгих разбирательств в сути вопроса все эти доводы были опровергнуты правительственной комиссией, прибывшей на место для
изучения ситуации. Так, согласно проведённым подсчётам, строительство районной станции на заводе «Красный Профинтерн» обойдётся значительно дороже строительства БРЭС. Прежде всего это прямые потери времени и денег. На БРЭС уже проведены все изыскательские работы, образованы технический и хозяйственный аппараты, заготовлены материалы и набрана рабочая сила. Использование в качестве генерирующего центра мощностей «Красного Профинтерна» сопряжено и с конкретными неудобствами: густо застроенная территория завода далеко не идеальное место для развёртывания строительных работ, а перенос производственных строений обойдётся очень дорого. Вызвал возражение и довод в пользу применения донбасского угля. Его дешевизна связана с льготами, установленными для предприятий тяжёлой промышленности. Электростанции же к этой категории не относятся.
И наконец, к 1935 году развивающейся промышленности района, согласно планам пятилетки, потребуется мощность в 33 000 кВт. Но это только начало индустриализации. Электростанция на «Красном Профинтерне» в силу своего расположения дальше развиваться уже не сможет, а БРЭС имеет возможности для расширения. Взвесив все «за» и «против», комиссия пришла к выводу, что строительство БРЭС необходимо продолжить и даже форсировать, поскольку упущено драгоценное время, а намеченный в первоначальном плане манёвр с «кустованием» и установкой турбогенератора на заводе «Красный Профинтерн» рассчитан максимум на два года - как раз на тот срок, который отпущен был на строительство БРЭС.
Были и ещё несколько факторов, важность которых признали и сами противники строительства БРЭС: использование местного топлива способствует развитию местной транспортной инфраструктуры, снижает нагрузку на угледобывающие районы, позволяет занять местное безработное население.
Конфликт решён
Появившееся 25 мая 1928 года Постановление СТО подвело итоги затянувшегося противостояния. В известной мере решение это было компромиссным. Рабочая мощность станции была установлена в
22 тыс. кВт (два агрегата, каждый по 11 тыс. кВт), хотя в ходе обсуждения высказывались предложения повысить её до 30 тыс. кВт. Общую сумму расходов по всем сооружениям,
необходимым для обеспечения снабжения района, было рекомендовано свести в 19,2 млн рублей. (До этого шли разговоры о 24 млн. рублей.)
Хотя разногласия в руководстве страны по поводу БРЭС создали серьёзные трудности для строителей, но полностью остановить их деятельность они не смогли. Однако нервозности в работе прибавили. В отчёте о строительстве БРЭС за 1927/28-й год встречается упоминание о «злополучной докладной записке Главной Инспекции ВСНХ, настаивавшей на прекращении строительства». Там же сообщается, что возникшие в результате этого «финансовые неурядицы грозили сорвать хорошо налаженную заготовку материалов, доставку которых пришлось прекратить», но в конце концов «положение удалось спасти». В отчёте о выполнении годового плана заместитель главного инженера БРЭС В.Н. Николаев даёт свою оценку произошедшему.
Причиной «финансового кризиса» перед началом строительного сезона в 1928 году, - сообщает он, - стало возбуждение инспекцией ВСНХ вопроса о пересмотре проекта ГРЭС», однако «положительное решение Совета труда и обороны дало возможность продолжить работу, восстановить кредиты, но время было упущено». Эта задержка значительно отодвинула сроки пуска станции.