Под разговоры о поддержке малого бизнеса его всё больше прижимают к земле новыми платежами. Как найти баланс между интересами бюджета, который нужно пополнять, и развитием предпринимательства? Об этом рассказал председатель Брянского отделения «Опоры России» Виктор Гринкевич.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/1e/744487/c/95f4285bb56723f80ddf4a27ce65a399.jpg)
Собиратели и созидатели
- Виктор Григорьевич, в чём на сегодняшний день состоит проблема поддержки предпринимательства?
- С одной стороны, серьёзные государственные ресурсы брошены на поддержку предпринимательства. С другой - бюджет нужно пополнять, и соответственно растёт финансовое давление на бизнес. Для получения позитивного результата меры поддержки и меры по увеличению нагрузки нужно хорошо продумывать и согласовывать. Но хорошо и быстро не получается, не может получиться - или одно, или второе. И, боюсь, при подготовке решений по росту нагрузки скорость была приоритетом.
В результате ситуация странная: власть одной рукой поддерживает, другой - придавливает. Думаю, это происходит потому, что у разных государственных структур - свои задачи. А гармонизация этих задач и нацеливание работы на стратегический результат - это проблема.
- Как эта несогласованность проявляется? Примеры есть?
- Я разговаривал с одним фискальным чиновником, он говорит: «Я занимаюсь сугубо финансами. Мне поставлена задача - пополнить бюджет, и я буду пополнять!» Но надо же вперёд смотреть, к чему выполнение задачи без оглядки на реальность приведёт. Пусть чиновник - «финансист», но есть же финансисты-собиратели или финансисты-созидатели. Первый думает, как сегодня собрать и отчитаться перед начальством, а завтра - хоть трава не расти. Второй же должен понимать, что если драть три шкуры, то завтра собирать будет не с кого. Начальство поставит задачу, а придётся развести руками - не с кого, всех придушили.
Значит, нужно следить за балансом того, что отдаётся, предоставляется в качестве помощи для роста, и того, что изымается в качестве налогов. Но этот выбор не должен лежать на совести конкретного чиновника: гармонизация, нахождение этого баланса - задача государства в целом.
- Так уж и придушили? Бизнесу сейчас так туго?
- Всё сложнее. Опасность не в том, чтобы отнять часть дохода у богатых, а в том, что могут забрать последнее у бедных. Да, тем предпринимателям, которые приобрели много недвижимости, придётся поделиться своими барышами. Но ко мне приходят мелкие предприниматели промышленного сектора. И говорит мне такой производственник, владелец небольшой столярной мастерской: «У меня доход в год - полтора миллиона, а теперь я должен налог на имущество миллион двести. А надо же и зарплату людям выплатить, и оборудование подновить, и сырьё закупить. Но население больше получать не стало и покупать тоже. Откуда же у меня будут деньги? Пусть тогда скажут прямо - тебе капут. И бросим мы этот малый бизнес. Буду я двери делать в качестве хобби - для своих друзей. И что, поможет это бюджету?»
«Пусть заплатит тот, кто оценил»
- Речь о переоценке основных фондов и соответственно платежей?
- Да. В Москве, может быть, повышение платы за недвижимость не приведёт к краху. А в Брянской области - ситуация другая. Для мелких предпринимателей на сегодняшний день выживаемость зависит только от толщины финансовой «жировой прослойки». А она - микроскопическая для большинства представителей малого бизнеса.
Наверное, не совсем так. Но экономика - как мчащийся по шоссе автомобиль: тому, кто за рулём, нельзя делать резких движений.
- Но ведь приведение кадастровой стоимости к рыночной - справедливая мера?
- Нам говорят: «Хватит оперировать заниженными оценками, пора переходить к реальным». Но разве они реальные? Ни один банк не примет недвижимость в залог по той стоимости, которую назначили оценщики по заданию чиновников. Значит, цифры не реальные, они взяты с потолка.
Вот обращается ко мне предприниматель из райцентра и рассказывает свою историю. У него магазин стоимостью чуть более миллиона. И вдруг ему сообщают, что теперь недвижимость тянет на 12 миллионов. И предприниматель говорит: «Да пусть у меня купят этот магазин за эти деньги! Даже в два раза дешевле готов продать! Мне и в банке сказали, когда я с этой оценкой за кредитом пришёл: «Вот кто тебе так оценил, пусть он же тебе и деньги даёт!» В банке просто хохотали, когда увидели кадастровую оценку моего магазина, и кредит не дали».
- Ого! Получается, оценка берётся с потолка?
- Наверное, не совсем так. Но экономика - как мчащийся по шоссе автомобиль: тому, кто за рулём, нельзя делать резких движений. Экономика внезапных и сильных изменений не любит. Если кто-то решил, что можно без серьёзных негативных последствий внезапно изменить кадастровую стоимость недвижимости в десятки раз, значит, он слабо разбирается в экономике. Это должна была быть долгая, кропотливая работа с индивидуальным подходом, к которой, к сожалению, никто не готов - ни финансово, ни организационно.
- Но, между тем, бюджет всё равно нужно пополнять. Есть ли решение, при котором и бизнес сохранится, и бюджет не проиграет?
- Выход - не в резком увеличении налоговой нагрузки, а в увеличении налогооблагаемой базы. Причём не в переоценке, а именно в увеличении. Если бизнес будет расти, то и налогов будет больше. Требуется увеличение как количества предпринимателей, так и их доходов.
Тем более, что в стране отечественной продукции критически мало, так что предпосылки для развития предпринимательства есть. И не надо рассказывать сказки, что мы настолько убогие, что не можем сами делать станки, электронику, автомобили. Можем! Но нужно создать соответствующие условия.
У нас в Брянской области есть несколько предприятий, которые производят продукцию, конкурентоспособную не только на российском, но и на мировом рынке. С них, с этих заводов и фабрик, пылинки нужно сдувать. Это же и есть реальное импортозамещение, а не болтовня о нём. Только вот вместо всемерной поддержки к этим предпринимателям порой совсем другое отношение.
Брянские реалии
- Есть ли какие-то конкретные меры, которые можно реализовать на уровне региона?
- Конечно. Во-первых, всю помощь, которую государство выделяет для поддержки малого и среднего предпринимательства, нужно «окрасить», сделать её целевой, направить на производственный малый и средний бизнес.
Во-вторых, не устану повторять то, что твержу уже несколько лет: нужно поддерживать тот бизнес, который ориентирован на партнёрство с крупными предприятиями региона. Эта схема работает во всём мире, и она не может не работать. Это гарантия стабильности для мелкого бизнеса.
А ведь примеры такого сотрудничества уже есть. Так, деревообрабатывающее микропредприятие стало поставлять поддоны для одного из заводов Брянской области. Руководитель предприятия шутит: «Я теперь - тарный цех завода». Но он доволен, он имеет стабильный доход.
Это примитивный пример, но он характерный очень. Вот предприятие-флагман, вот сателлит. Заводу сотрудничество удобно - партнёр рядом, он готов оперативно отреагировать на нужды производства. Малому бизнесу подавно хорошо, его «рынок сбыта» предсказуем.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/4c/819095/c/50a4c0614be391cc87d420caac2dd599.jpg)
Крупным предприятиям много чего нужно «простого», доступного для производства силами малого бизнеса региона. Почему это простое нужно везти через всю страну? Давайте создавать вокруг крупных производств инфраструктуру малого бизнеса!
- А готовы ли топ-менеджеры больших заводов на такое сотрудничество?
- Я разговаривал с директорами крупных предприятий региона, и все они подтверждают: если бы предприниматели-партнёры развивали свой бизнес, повышали качество, надёжность, расширяли ассортимент, то заводы тоже шли бы навстречу - оказывали и технологическую, и организационную поддержку.
Но для организации такого взаимодействия нужна целая программа, нужна заинтересованность власти. Нужно, чтобы власть не относилась к бизнесу, как к курице, несущей золотые яйца, которую при случае и прирезать можно. Нужно, чтобы чиновники вникли в проблемы бизнеса и посмотрели... чуть вперёд. Я не говорю о глобальном стратегическом планировании, я надеюсь на пусть и небольшое, но увеличение горизонта планирования.
- Но почему власть? Чиновники же скажут, что это бизнес должен проявлять инициативу.
- Очень странно: государство хочет полного контроля, предсказуемости и роста доходов бюджета, и тут же оно уповает на «невидимую руку рынка»? Так не бывает, эта схема не сработает.
Если необходимо создать ситуацию стабильного развития, то именно власти и должны браться за рычаги управления. Впрочем, разве власть ослабляла хватку на этих рычагах? Команды же идут ежеминутно. Только, увы, они часто похожи на окрики: «А ну отдавай что есть!» Я же предлагаю задавать стратегическое направление и в соответствии с ним стимулировать развитие того бизнеса, который действительно необходим. Он же будет наиболее устойчивым. Задача - не задушить, а стимулировать.
- Если у «Опоры России» есть ответ на вопрос: «Что делать?», то встаёт второй вопрос: «С чего начать?»
- Хороший вопрос! Только Брянское отделение «Опоры России» ответит на него не в словесной форме. Мы сейчас работаем над практическим ответом. Пока не буду рассказывать детали, не хочу раскрывать секреты. В ближайшее время вы готовы вернуться к вопросу: «С чего начать?», заодно ответив и на вопрос: «Что уже реально сделано?»