Под разговоры о поддержке малого бизнеса его всё больше прижимают к земле новыми платежами. Как найти баланс между интересами бюджета, который нужно пополнять, и развитием предпринимательства? Об этом рассказал председатель Брянского отделения «Опоры России» Виктор Гринкевич.
Собиратели и созидатели
- Виктор Григорьевич, в чём на сегодняшний день состоит проблема поддержки предпринимательства?
- С одной стороны, серьёзные государственные ресурсы брошены на поддержку предпринимательства. С другой - бюджет нужно пополнять, и соответственно растёт финансовое давление на бизнес. Для получения позитивного результата меры поддержки и меры по увеличению нагрузки нужно хорошо продумывать и согласовывать. Но хорошо и быстро не получается, не может получиться - или одно, или второе. И, боюсь, при подготовке решений по росту нагрузки скорость была приоритетом.
В результате ситуация странная: власть одной рукой поддерживает, другой - придавливает. Думаю, это происходит потому, что у разных государственных структур - свои задачи. А гармонизация этих задач и нацеливание работы на стратегический результат - это проблема.
- Как эта несогласованность проявляется? Примеры есть?
- Я разговаривал с одним фискальным чиновником, он говорит: «Я занимаюсь сугубо финансами. Мне поставлена задача - пополнить бюджет, и я буду пополнять!» Но надо же вперёд смотреть, к чему выполнение задачи без оглядки на реальность приведёт. Пусть чиновник - «финансист», но есть же финансисты-собиратели или финансисты-созидатели. Первый думает, как сегодня собрать и отчитаться перед начальством, а завтра - хоть трава не расти. Второй же должен понимать, что если драть три шкуры, то завтра собирать будет не с кого. Начальство поставит задачу, а придётся развести руками - не с кого, всех придушили.
Значит, нужно следить за балансом того, что отдаётся, предоставляется в качестве помощи для роста, и того, что изымается в качестве налогов. Но этот выбор не должен лежать на совести конкретного чиновника: гармонизация, нахождение этого баланса - задача государства в целом.
- Так уж и придушили? Бизнесу сейчас так туго?
- Всё сложнее. Опасность не в том, чтобы отнять часть дохода у богатых, а в том, что могут забрать последнее у бедных. Да, тем предпринимателям, которые приобрели много недвижимости, придётся поделиться своими барышами. Но ко мне приходят мелкие предприниматели промышленного сектора. И говорит мне такой производственник, владелец небольшой столярной мастерской: «У меня доход в год - полтора миллиона, а теперь я должен налог на имущество миллион двести. А надо же и зарплату людям выплатить, и оборудование подновить, и сырьё закупить. Но население больше получать не стало и покупать тоже. Откуда же у меня будут деньги? Пусть тогда скажут прямо - тебе капут. И бросим мы этот малый бизнес. Буду я двери делать в качестве хобби - для своих друзей. И что, поможет это бюджету?»
«Пусть заплатит тот, кто оценил»
- Речь о переоценке основных фондов и соответственно платежей?
- Да. В Москве, может быть, повышение платы за недвижимость не приведёт к краху. А в Брянской области - ситуация другая. Для мелких предпринимателей на сегодняшний день выживаемость зависит только от толщины финансовой «жировой прослойки». А она - микроскопическая для большинства представителей малого бизнеса.
Наверное, не совсем так. Но экономика - как мчащийся по шоссе автомобиль: тому, кто за рулём, нельзя делать резких движений.
- Но ведь приведение кадастровой стоимости к рыночной - справедливая мера?
- Нам говорят: «Хватит оперировать заниженными оценками, пора переходить к реальным». Но разве они реальные? Ни один банк не примет недвижимость в залог по той стоимости, которую назначили оценщики по заданию чиновников. Значит, цифры не реальные, они взяты с потолка.
Вот обращается ко мне предприниматель из райцентра и рассказывает свою историю. У него магазин стоимостью чуть более миллиона. И вдруг ему сообщают, что теперь недвижимость тянет на 12 миллионов. И предприниматель говорит: «Да пусть у меня купят этот магазин за эти деньги! Даже в два раза дешевле готов продать! Мне и в банке сказали, когда я с этой оценкой за кредитом пришёл: «Вот кто тебе так оценил, пусть он же тебе и деньги даёт!» В банке просто хохотали, когда увидели кадастровую оценку моего магазина, и кредит не дали».
- Ого! Получается, оценка берётся с потолка?
- Наверное, не совсем так. Но экономика - как мчащийся по шоссе автомобиль: тому, кто за рулём, нельзя делать резких движений. Экономика внезапных и сильных изменений не любит. Если кто-то решил, что можно без серьёзных негативных последствий внезапно изменить кадастровую стоимость недвижимости в десятки раз, значит, он слабо разбирается в экономике. Это должна была быть долгая, кропотливая работа с индивидуальным подходом, к которой, к сожалению, никто не готов - ни финансово, ни организационно.
- Но, между тем, бюджет всё равно нужно пополнять. Есть ли решение, при котором и бизнес сохранится, и бюджет не проиграет?
- Выход - не в резком увеличении налоговой нагрузки, а в увеличении налогооблагаемой базы. Причём не в переоценке, а именно в увеличении. Если бизнес будет расти, то и налогов будет больше. Требуется увеличение как количества предпринимателей, так и их доходов.
Тем более, что в стране отечественной продукции критически мало, так что предпосылки для развития предпринимательства есть. И не надо рассказывать сказки, что мы настолько убогие, что не можем сами делать станки, электронику, автомобили. Можем! Но нужно создать соответствующие условия.
У нас в Брянской области есть несколько предприятий, которые производят продукцию, конкурентоспособную не только на российском, но и на мировом рынке. С них, с этих заводов и фабрик, пылинки нужно сдувать. Это же и есть реальное импортозамещение, а не болтовня о нём. Только вот вместо всемерной поддержки к этим предпринимателям порой совсем другое отношение.
Брянские реалии
- Есть ли какие-то конкретные меры, которые можно реализовать на уровне региона?
- Конечно. Во-первых, всю помощь, которую государство выделяет для поддержки малого и среднего предпринимательства, нужно «окрасить», сделать её целевой, направить на производственный малый и средний бизнес.
Во-вторых, не устану повторять то, что твержу уже несколько лет: нужно поддерживать тот бизнес, который ориентирован на партнёрство с крупными предприятиями региона. Эта схема работает во всём мире, и она не может не работать. Это гарантия стабильности для мелкого бизнеса.
А ведь примеры такого сотрудничества уже есть. Так, деревообрабатывающее микропредприятие стало поставлять поддоны для одного из заводов Брянской области. Руководитель предприятия шутит: «Я теперь - тарный цех завода». Но он доволен, он имеет стабильный доход.
Это примитивный пример, но он характерный очень. Вот предприятие-флагман, вот сателлит. Заводу сотрудничество удобно - партнёр рядом, он готов оперативно отреагировать на нужды производства. Малому бизнесу подавно хорошо, его «рынок сбыта» предсказуем.
Крупным предприятиям много чего нужно «простого», доступного для производства силами малого бизнеса региона. Почему это простое нужно везти через всю страну? Давайте создавать вокруг крупных производств инфраструктуру малого бизнеса!
- А готовы ли топ-менеджеры больших заводов на такое сотрудничество?
- Я разговаривал с директорами крупных предприятий региона, и все они подтверждают: если бы предприниматели-партнёры развивали свой бизнес, повышали качество, надёжность, расширяли ассортимент, то заводы тоже шли бы навстречу - оказывали и технологическую, и организационную поддержку.
Но для организации такого взаимодействия нужна целая программа, нужна заинтересованность власти. Нужно, чтобы власть не относилась к бизнесу, как к курице, несущей золотые яйца, которую при случае и прирезать можно. Нужно, чтобы чиновники вникли в проблемы бизнеса и посмотрели... чуть вперёд. Я не говорю о глобальном стратегическом планировании, я надеюсь на пусть и небольшое, но увеличение горизонта планирования.
- Но почему власть? Чиновники же скажут, что это бизнес должен проявлять инициативу.
- Очень странно: государство хочет полного контроля, предсказуемости и роста доходов бюджета, и тут же оно уповает на «невидимую руку рынка»? Так не бывает, эта схема не сработает.
Если необходимо создать ситуацию стабильного развития, то именно власти и должны браться за рычаги управления. Впрочем, разве власть ослабляла хватку на этих рычагах? Команды же идут ежеминутно. Только, увы, они часто похожи на окрики: «А ну отдавай что есть!» Я же предлагаю задавать стратегическое направление и в соответствии с ним стимулировать развитие того бизнеса, который действительно необходим. Он же будет наиболее устойчивым. Задача - не задушить, а стимулировать.
- Если у «Опоры России» есть ответ на вопрос: «Что делать?», то встаёт второй вопрос: «С чего начать?»
- Хороший вопрос! Только Брянское отделение «Опоры России» ответит на него не в словесной форме. Мы сейчас работаем над практическим ответом. Пока не буду рассказывать детали, не хочу раскрывать секреты. В ближайшее время вы готовы вернуться к вопросу: «С чего начать?», заодно ответив и на вопрос: «Что уже реально сделано?»