Второй год в Брянской области реализуют нацпроект «Безопасные и качественные дороги». В этом году по нему основательно обновят 36 магистралей протяжённостью более 66 километров. Из различных источников финансирования на эти цели выделено больше двух миллиардов рублей.
Правда, в итоге такое капитальное строительство может выйти ещё дороже.
Подземная сеть
Напомним, только в областном центре в прошлом году сделали 24 автомобильные дороги и ещё 20 восстановят в этом. Так, в Бежице приведут в порядок участки на девяти улицах, в Фокинке - на трёх, в Володарке - на четырёх, как и в Советском районе.
Строители сейчас трудятся на 19 объектах, на 13 из которых приступили к асфальтированию проезжей части: где-то укладывают нижний выравнивающий слой, а где-то перешли и к верхнему основному. Но подобные «стахановские» темпы радуют не всех.
На 50 тыс. руб. штрафуют дорожников за уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей. Повторное нарушение обходится вдвое дороже.
Если в 2019-м организации, занимающиеся в Брянске строительством и расширением дорог по нацпроекту, закатали в асфальт четыре пункта опорно-межевой сети, то с начала этого года уничтожено уже пять геодезических знаков. Ещё одного, на улице Объездной напротив строящегося Дворца единоборств, город может лишиться в ближайшее время, если подрядчик не станет оснащать его специальным люком или переносить.
Дело в том, что многие такие опорные точки, являющиеся носителями координат и высоты, «утоплены» в грунт до полуметра, но к ним должен сохраняться свободный доступ. Скажем, при межевании земельного участка, строительстве здания, благоустройстве сквера или той же реконструкции дорог.
«Знаков требуется достаточное количество, чтобы кадастровые инженеры или геодезисты могли к ним привязаться и произвести съёмку местности. Конечно, сейчас много спутникового оборудования, но оно даёт недостаточно точные координаты, особенно в городах, где многоэтажки искажают сигнал. Так что даже эта современная техника не способна заменить геодезические пункты. Тем более используют их не только при строительстве. Геодезическая сеть, расположенная на территории всей страны, создаёт единую систему координат, служащую в том числе для обороны государства», - пояснил начальник отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Брянской области Анатолий Иваненко.
В планах не было
Раньше на строительные объекты создавали паспорта, в них и вносили сведения о геодезических пунктах, которые могут затронуть рабочие. В начале 2000-х эти требования перестали существовать. Хотя специалисты Росреестра продолжают направлять схемы расположения геодезических знаков и в администрацию города, и в ЖКХ. Но до проектных организаций она, видимо, не доходит, и подрядчики из года в год замуровывают подземные знаки. А представители геодезического надзора выписывают им штрафы по 50 тысяч рублей, при повторном нарушении - 100 тысяч и требуют восстановить утраченное. А ведь изначально перенести знаки куда дешевле.
Такое халатное отношение может иметь далеко идущие последствия, заявил руководитель Управления Росреестра по Брянской области Андрей Новиков, а восстановление государственной геодезической сети повлечёт за собой огромные финансовые затраты.