На днях в Брянск прибыл очередной красный троллейбус - четвёртый по счёту. Но только два пока выходят на линию. Горожане в шутку называют их «летучими голландцами», потому что видят редко, зато слышат о них много.
Тема новых троллейбусов в последнее время действительно одна из самых обсуждаемых - сперва чиновники долго анонсировали их закупку, а теперь несколько месяцев вынуждены объяснять, почему поставки срываются.
Контракт на полмиллиарда
Напомним, на электронных торгах одержал победу вологодский завод «Транс-Альфа», обойдя белорусских коллег. Он должен был привести в наш город 34 красных «рогатых» до 1 июля и ещё два - до 1 сентября. Но не уложился в сроки - сначала менял поставщика материалов и комплектующих, потом пытался отменить обязательное казначейское сопровождение контракта, которое позволяет контролировать расходование бюджетных средств от исполнителя до субподрядчиков. А последний раз сослался на аварию, из-за которой предприятие было обесточено.
В итоге к сентябрю Брянск получил лишь два троллейбуса. И терпение у городской администрации, выступающей заказчиком, лопнуло. Она сообщила, что будет разрывать контракт, а исполнителя включать в реестр недобросовестных. Угрозы подействовали - в областной центр доставили ещё два троллейбуса. Пятый, если верить обещаниям, должен прибыть со дня на день.
«Эта неделя станет показательной - посмотрим, будет ли пятый троллейбус. Как уверяет завод-изготовитель, возможность поставки есть. Не хотелось бы применять жёсткие меры, задача у нас одна - получить троллейбусы. Ради этого мы готовы идти на определённый компромисс, но бесконечно ждать не можем», - сказал начальник отдела по транспорту Игорь Чубчиков.
Компромисс заключается в новом графике поставок. По нему вологодский завод должен до конца года привезти в общей сложности 17 новых троллейбусов, а оставшиеся 19 - до апреля. А пока Брянск не получит весь этот транспорт, поставщику будут начислять штрафы за неустойку. Суммы выходят значительные, учитывая, что размер контракта в рамках государственного инфраструктурного проекта составляет свыше полумиллиарда рублей.
«Стоимость пени зависит от количества уже поставленного транспорта. Первоначально за просрочку 34 троллейбусов выходило около 140 тысяч рублей в день. Сейчас эта сумма немного снизилась», - пояснил Игорь Чубчиков.
Рассрочка на пять лет
Модернизация городского электротранспорта подразумевает и вложения Брянского троллейбусного управления. Оно за собственные деньги должно приобрести 64 машины. Правда, в лизинг. В том числе 41 троллейбус - на льготных условиях с 50-процентной скидкой, то есть один «рогатый» выйдет в 20 миллионов рублей с рассрочкой на пять лет.
«Первая партия из 14 таких троллейбусов должна прибыть к декабрю. Торги уже состоялись. Поставщиком станет «ПК Транспортные системы» из города Энгельса, что в Саратовской области», - уточнила начальник пресс-службы Брянской городской администрации Наталья Гомонова.
Этот, по сути, кредит предоставляет единственный оператор - государственная транспортная лизинговая компания. Она и закупает для Брянского троллейбусного управления машины с необходимыми техническими характеристиками.
Насколько предприятие потянет ежемесячные выплаты после такого обновления подвижного состава - вопрос открытый. Ещё недавно МУП было убыточным и находилось на грани банкротства. Да и сейчас заработать ему непросто - почти все троллейбусы полностью изношены и не всегда могут выйти на линию.
Что касается двух новых красных троллейбусов, то они сейчас следуют по маршруту №14 по временной схеме - от Горбатова через Курган до 10-го микрорайона и обратно, а потом будут двигаться от юрфака через Аэропарк в 10-й микрорайон. На это направление поставят после обкатки ещё две уже полученные машины. Как и те 14 штук, что закупят в этом году в лизинг. Тогда маршрут №14 будет доступен с 6.00 до 23.00 с интервалом в 9 минут в пиковые часы и 18 минут в остальное время. Пока же актуального расписания нет ни по этому направлению, ни по другим.
«В городе реализуется программа модернизации троллейбусного сообщения. Пока она не завершится, расписание будет корректироваться практически ежедневно. В этой связи составление и размещение актуального расписания сейчас нецелесообразно», - отметили в горадминистрации.