Раньше брянские деревья скрывали партизан, а теперь - нарушения

Чтобы спасти вековые леса от вырубок, а их обитателей - от охотников, нужно уточнить лесохозяйственные регламенты. © / Кадр из фотоловушки / Заповедник "Брянский лес"

   
   

На Брянщине 128 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения. Но их защитный статус оказался условным.

Закон закону рознь

Как показали проверки прокуратуры, в 17 из 18 лесничеств ООПТ отнесены не к защитным, а к эксплуатационным участкам, то есть там могут проводиться сплошные вырубки. А ведь особый статус был призван сохранить деревья и экосистему. Если пустить под топор вековые сосны и посадить на их месте молодые побеги, то многим животным придётся искать себе другой дом.

Вот только где, если аналогичные нарушения надзорное ведомство обнаружило в Брасовском, Брянском, Выгоничском, Дубровском, Дятьковском, Жуковском, Злынковском, Карачевском, Клетнянском, Клинцовском, Мглинском, Навлинском, Почепском, Севском, Суземском, Трубчевском и Унечском лесничествах. Там тоже особо охраняемые территории не определены. А стало возможным это из-за несогласованности между федеральным и региональным законодательством.

«ООПТ были созданы ещё в 80-х и 90-х годах, а в 2007-м начал действовать новый Лесной кодекс и часть особо охраняемых природных территорий регионального значения ушла в категорию эксплуатационных лесов. Мы сейчас работаем над тем, чтобы снова перевести их в защитные. Управление лесами уже обратилось в федеральное агентство лесного хозяйства о необходимости проектирования защитных лесов, расположенных на ООПТ регионального значения, т.к. это федеральные полномочия. Эта работа сейчас ведется», - прокомментировал ситуацию первый заместитель начальника управления лесами Брянской области Павел Шматов.

Охота хуже неволи

Но только благодаря искам прокуратуры за последние годы удалось поставить на кадастровый учёт 107 ООПТ и внести их в публичную карту, то есть определить наконец границы этих природных памятников. Остальные до сих пор не имеют узаконенных очертаний, их местоположение фактически не известно, а значит, кусочек можно и в аренду сдать, и продать.

А ещё предоставить охотникам. Хотя кровавое развлечение и так доступно больше, чем на 80 процентах всех наших лесов.

   
   

Из 128 особо охраняемых природных территорий регионального значения лишь 107 имеют границы, стоят на кадастровом учёте и внесены в публичную карту.

«Должно быть не менее 15 процентов охраняемых угодий, на которых экологическая экспертиза устанавливает некие запреты и ограничения. Допустим, есть заказник областного значения «Партизанские топи», находящийся в Дятьковском районе, где произрастает краснокнижное растение и охота запрещена, но только весной, чтобы его не вытоптали», - уточнил начальник отдела охраны объектов животного мира департамента природных ресурсов и экологии области Владимир Натёкин.

Полностью исключён отстрел на территории двух охраняемых объектов федерального значения. Это заповедник «Брянский лес» и заказник «Клетнянский». Но если первые земли не относятся к лесному фонду, то на вторых действует тот самый Лесной кодекс, который и сделал возможными сплошные вырубки на территории региональных ООПТ.

Правда, лесоповалов там пока нет, уточняют в прокураторе. Но лучше перестраховаться.

В брянских лесах прячется нефть

 «Чёрное золото» не бьёт ключом из недр брянской земли, но на днях его обнаружили на поверхности. Вырытые в земле резервуары с нефтью площадью почти в гектар разместились в 20 метрах от железной дороги.

«За шесть лет нефтепродукты в лесу встречаю впервые, - сказал природоохранный прокурор области Максим Зубко. - А неочищенные сточные воды посёлки сливают нередко, к примеру, вся Суземка «утилизирует» их в лесное болото. Имеются и мусорки, в основном в зелёной зоне вокруг Брянска».

Смотрите также: