Крепче цемента. О людях, на которых веками держится производство

Александр Яшкин. Его прадед работал на заводе ещё во времена царской власти. © / Кирилл Будаев / АиФ-Брянск

Промышленный подъём на Брянщине начался во второй половине XlX века - в 1868 году здесь проложили железную дорогу на Смоленск, Москву, Гомель, Льгов. И регион стал хабом, выгодным для инвестиций. Так, в 1899 году в 30 километрах от областного центра, в городе Фокино, запустили производство цемента. Местные жители пошли работать в эту сферу, а их потомки трудятся в ней до сих пор.

   
   

Мы пообщались с представителем одной из таких династий - Александром Яшкиным. За сто лет 20 его родственников прошли на цементном заводе путь от простых рабочих до больших начальников. Сам он тоже продолжил традицию семьи, общий трудовой стаж которой на одном предприятии составляет почти 500 лет!

От отца - к сыну

- Александр Михайлович, цементный завод в Фокино остаётся градообразующим. Дети со школы знают, что пойдут туда работать?

- Фокино - промышленный город. У меня не хватит пальцев посчитать, сколько тут было предприятий. Но осталось два крупных - это цементный завод и шиферный комбинат, появившиеся в одно время. На первом в «золотые» годы трудилась пятая часть всех жителей - около трёх тысяч человек из 15-тысячного населения. На втором работало в два раза меньше, примерно 1,5 тысячи человек. Я отучился в техникуме на механика с твёрдым убеждением, что пойду работать на цемзавод, а другие ребята готовились отправиться на шиферный также по стопам родителей. Мы даже курсовые и дипломные брали по этим направлениям - я про цементную мельницу, а «шиферники» - про формовочную машину. Будучи ребёнком, мог спокойно зайти к матери или к отцу в цех помола попить газировки. Так что с ранних лет видел производство и себя на нём. Сейчас сотрудников на заводе меньше из-за автоматизации процесса, но коллектив составляет свыше 700 человек - им на смену тоже подрастают их сыновья и дочки.

«Только у меня семь дядь и тёть - каждый в среднем работал по 40 лет на заводе, а их общий стаж выходит 280 лет. А со всеми родственниками лет 500 наберётся».

- Что касается вашей семьи, когда началась её трудовая история на цементном заводе?

- У моего прадеда Ильи Яшкина было три сына. Это Семён - мой дед, который родился в 1911 году и после армии пришёл на завод. В 1941-м его призвали на войну, вернувшись с которой он продолжил работать токарем. Передо мной в кабинете лежит Почётная грамота, которую ему выдали 8 октября 1947 года - «за достигнутые высокие производственные показатели в социалистическом соревновании и выполнении взятых обязательств». Я её заламинировал и храню как память. Нашёл, к слову, много старых книжек по повышению квалификации родственниками - сдавали теорию, чтобы повысить разряд токаря.

У Семёна в свою очередь родились четверо сыновей, которые тоже пошли на завод. Анатолий сначала работал токарем, потом стал главным механиком и дослужился до главного инженера. Николай работал в цехе обжига. Михаил, мой отец, был и токарем, и мастером в цехах упаковки и помола. Александр начинал фрезеровщиком, а на пенсию ушёл водителем - управлял большими грузовиками. У этих четверых братьев появились свои дети, продолжившие дело. Дочь Анатолия Валентина сейчас трудится диспетчером на цемзаводе. Дочь Николая Татьяна работала до перестройки. От Михаила на завод пошёл только я, но позже занялся собственным смежным производством. А от Александра - дочь Надежда и сын Михаил, который в своё время стал начальником цеха обжига, но тоже ушёл с завода.

   
   

У моего прадеда Ильи вторым сыном был Иван, дослужившийся до начальника механического цеха. Трое его детей тоже работали на заводе: Евдокия - секретарём директора; Иван - начальником отдела труда и зарплаты, а ещё он прошёл в рядах партизан и подпольщиков всю Великую Отечественную войну, был почётным человеком в городе, информация о котором хранится в музеях; а Сергей был ведущим конструктором завода. Ну и дальше это древо разрастается - у Евдокии из троих сыновей двое работали на заводе в механическом цехе. А сын Сергея Владимир долгое время возглавлял газовую службу.

А третий сын моего прадеда Ильи - Михаил в войну пропал без вести, эта линия обрывается.

И это я рассказал только про род Яшкиных. А ведь у всех были жёны и мужья, которые изначально носили другие фамилии, но тоже трудились на заводе. Такое переплетение судеб. Только у меня семь дядь и тёть - каждый в среднем работал по 40 лет на заводе, а их общий стаж выходит 280 лет. А со всеми родственниками лет 500 наберётся.  

Связующее звено

- Вам, наверное, как никому, заметны изменения, происходящие на заводе. Как он себя сейчас чувствует?

- Там сейчас очень хороший директор Сергей Морозов - мой однокурсник. Редкой порядочности человек, он ещё с молодости таким был. Мы гордимся, что это наш местный специалист. Потому что одно время сюда присылали «временщиков», которые руководили предприятием год-два и уезжали.

Недавно был в цехе упаковки. Если раньше там использовался ручной труд - человек с конвейера ловил мешок с цементом и укладывал в машину, то теперь они аккуратно сгружаются с линии фасовки в паллеты, которые потом поднимают погрузчиком и вывозят. Процесс работы с сыпучими материалами стал лёгким и аккуратным, как результат - чистота в цехе. Что не удивительно - там используется премиальное немецкое оборудование.

- Но производители жалуются, что европейских комплектующих сейчас не найти…

- Когда возникнет потребность в запчастях, моя компания придёт на помощь. Десять лет я выпускаю аналоги импортных смесителей, ленточных конвейеров, фасовочных машин, то есть комплексы для изготовления сухих строительных смесей. Практически всё, что вы видите в строительных магазинах в мешках, будь то плиточный клей или штукатурка - это наши клиенты.

И если у русских сложился стереотип, что зарубежное лучше, то сами немецкие компании продолжают покупать оборудование у нас, потому что оно не отличается от привозного. На нём делают и сами смеси, и упаковку. И многие сейчас расширяют производство, ставят дополнительные линии, потому что понимают: впереди большая стройка. 

Из-за санкций сам столкнулся с проблемой - с рынка ушёл мировой лидер по производству приводов. Думал, что для нас это крах. Хотел уже переделывать установки под наши редукторы. Но оказалось, что в стране есть ребята, прекрасно выпускающие аналоги. Главное сохранить культуру производства - в отсутствии конкурентов не завышать цену. Ведь в любой момент могут вернуться иностранные компании с более выгодными условиями, и клиенты вернутся к ним.

Завод зовёт

- Говорят, в советское время царил дух коллективизма. В самом деле люди шли на работу, как на праздник?

- Из детства помню, что завод постоянно устраивал межцеховые соревнования, все готовились к демонстрациям ко Дню весны и труда, к годовщине Октябрьской революции. За каждым предприятием были закреплены улицы, которые заводчане помогали убирать и ремонтировать. И к этому относились очень серьёзно. Однажды к празднику не побелили бордюры, так директор остановил производство и отправил всех приводить дороги в порядок.

Я поступал на цемзавод водителем в автотранспортный цех, и в моё время машина была закреплена за конкретным водителем. Максимум двумя. И если  мы со сменщиком уходили в отпуск, то автомобилем никто другой не пользовался. За «своей» машиной и ухаживали соответственно, поэтому техника работала без капремонта по 15 лет.

Раньше действительно был коллектив, каждый человек гордился своей работой. Важно, что и сейчас сотрудникам уделяют внимание - в августе на День строителя для них традиционно устраивают праздник, на который приглашают и ветеранов труда - года два назад на такую встречу ходил мой отец, тогда их тогда собирали в лагере, организовывали развлекательную программу. Здорово, что поддерживается такая связь поколений!

Справка:

«Мальцовский портландцемент» был основан в городе Фокино в 1899 году рядом с богатейшими месторождениями мела и глины.

Продукция предприятия использовалась для строительства космодрома Байконур, нефтепровода «Дружба», ДнепроГЭСа, Волго-Донского канала, Смоленской АЭС, станций Московского метрополитена, «сталинских высоток», Кремлёвского Дворца съездов, спорткомплекса «Олимпийский», мемориального комплекса Победы на Поклонной горе, храма Христа Спасителя, подземного торгового комплекса на Манежной площади, участка Московской кольцевой автодороги..

В 1998 году завод вошёл в состав Группы «ШТЕРН Цемент», а с 2002 года - в состав международного промышленного холдинга «Евроцемент груп». С февраля этого года компания входит в группу ЦЕМРОС.

В 2017 году на площадке завода построен современный производственно-логистический комплекс, который включает автоматизированную линию отгрузки навального цемента в автомобильный и железнодорожный транспорт, цех упаковки цемента в мягкие контейнеры и мешки, а также линию бесподдонного паллетирования.

Мощность предприятия составляет 4,7 миллиона тонн цемента в год.