Берегись автомобиля. Может ли маршрутчик стать гарантом безопасности?

Рамиль Ситдиков / РИА Новости

О том, легко ли оправдывать такой «титул», почему пассажиры не чувствуют себя в безопасно­сти даже в технически исправной «ГАЗели» и что мешает извозчи­кам быть аккуратнее на дороге, корреспондент «АиФ Брянск» поговорил с Дмитрием Коротков.

   
   
Дмитрий Коротков Фото: АиФ Брянск / Ольга Момот

Гроза улиц

Ольга Момот, АиФ Брянск: В брянскую маршрутку сей­час без страха не сядешь. Как вы думаете, почему общественный транспорт стал угрозой для жизни и здоровья пассажиров?

Дмитрий Коротков: Главная причина – низкий уровень профессионализма во­дителей. Ни для кого не секрет, что квалифицированных кадров у нас не хватает, а работать кому-то нужно, вот частники и усаживают за руль кого ни попадя. Главное, чтобы права были и хоть какой-то опыт за «баранкой». А вот аварий­ное прошлое извозчика мало кого интересует, разве что сотрудников ГИБДД. Правда, и они проверить список его «подвигов» могут лишь после того, как водитель попал в поле зрения.

– Но ведь за нарушение правил дорожного движения нерадивых во­дителей наказывают рублём, раз­ве это не должно их подстегнуть, особенно в условиях такой высокой конкуренции?

– Штрафы действительно су­ществуют, но толку от них мало. Во-первых, их размеры настолько малы, что извозчику дешевле про­ехать на красный сигнал светофо­ра, чем потерять из-за двух минут простоя пассажиров, ожидающих его на следующих остановках. Во-вторых, к каждому столбу сотруд­ника ДПС не приставишь.

Что касается конкуренции, то доля маршрутных такси в нашем небольшом городе, действитель­но, превышает все допустимые нормы. Вот водители и соперни­чают друг с другом, выясняют, кто быстрее и ловчее, а потом попада­ют в аварийные сводки.

– Почему бы тогда пассажи­рам не игнорировать злосчастные «ГАЗели», а выбирать автобусы и троллейбусы?

   
   

– Дело в том, что муниципаль­ные транспортные предприятия сейчас тоже переживают не луч­шие времена. Водителей и кон­дукторов катастрофически не хва­тает, автопарк на 80% изношен, ещё и долги по коммуналке да зарплате работникам...

Кроме того, у маршруток есть свои достоинства: их много, са­лон комфортнее, да и добраться до пункта назначения можно го­раздо быстрее, чем в автобусе или троллейбусе. Мы же всё время куда-то то­ропимся, нам некогда и поэтому нам нравится, что маршрутчики ловко объезжают пробки по обочине. А о том, что цена сэкономленным мину­там — жизнь, мы не думаем. Так что вряд ли горожане променяют микроавтобусы на ветхие и холод­ные «сараи на колёсах». Это уже дело привычки.

За рулём поневоле

– Дмитрий, а каждый может работать водителем обществен­ного транспорта?

– Не думаю, потому что это очень сложная работа, и не толь­ко физически (за рулём с ранне­го утра), но и морально. Ладить с пассажирами не всегда лёгко, особенно с пожилыми. Люди разные попадаются, всем не уго­дишь. А есть и те, кто специально провоцирует конфликт. Бороться с такими экземплярами бесполез­но, да и бессмысленно, поэтому я предпочитаю их игнорировать. Тут нервы должны быть стальны­ми, иначе нельзя.

Фото: АиФ / Галина Кирюшина

 

– И что же всё-таки заставля­ет вас и ваших коллег каждый день садиться за руль?

– По-разному бывает, но чаще в эту профессию идут от безыс­ходности: кто-то работу никак найти не может, у кого-то очеред­ной кредит «горит» или ипотека. А вот тех, кто действительно любит свою работу, единицы. Хотя ус­ловия труда, которые предлагают работодатели, особенно частни­ки, всю тягу и желание работать автоматически отбивают.

Справка
Дмитрий Коротков родился в Брянске. По образованию - электромонтёр. С 2011 года работает в МУП «Брянское троллейбусное управление». Два года работал водителем троллейбуса, затем - городской маршрутки №84. В 2014 году стал одним из победителей городского конкурса профмастерства в номинации «Лучший в культуре обслуживания пассажиров».

– Неужели такие драконовские проценты хозяину отдавать при­ходится?

– Большую половину дневно­го заработка, но дело не только в этом. Большинство маршрутчи­ков работают подряд две смены, начиная с раннего утра и закан­чивая ночью. Причём без выход­ных и полноценных перерывов на обед. У многих есть семьи, дети, которых они видят крайне редко, потому что приходят домой выжа­тые, как лимон, а на следующий день – опять за руль. Это на муни­ципальном транспорте водители каждый день перед рейсом осмотр врача проходят, и малейшая жа­лоба может стать поводом для незапланированного выходного, а многие частники этим правилом пренебрега­ют. Не исключаю, что и техосмотр машин по такому же принципу проходит.

– Интересно, а что по этому поводу думают сотрудники ГИБДД?

–У нас в городе ча­сто устраивают рейды по выявлению водите­лей-нарушителей, но они ни к чему действенному не приводят – максимум несколько административных протоколов составят. По документам ведь почти у всех извозчиков всё в порядке, а на практике выходит иначе. Тут систему менять нуж­но, жёстче контролировать пас­сажирские перевозки. Вот когда каждый водитель почувствует от­ветственность за тех, кого он везёт в салоне, тогда и порядок будет.

Дураки и дороги

– На брянских дорогах так мно­го лихачей, как себя вести с ними, ведь если не ты в них врежешься, так они в тебя?

- Вообще лихачит тот, кто не уважает ни себя, ни своих пас­сажиров. Я к этой категории не отношусь, поэтому в любой ситу­ации стараюсь оставаться челове­ком. А если на дороге и возникает какой-то конфликт, то предпочи­таю не подливать масла в огонь и по возможности абстрагируюсь от происходящего вокруг. Увы, не все разделяют мою позицию.

– Неужели гонки на магистра­лях дороже собственной жизни и безопасности людей?

– К сожалению, в погоне за наживой или в пору юношеского максимализма многие водители осознанно пренебрегают даже элементарными правилами до­рожного движения, забывая об ответственности за пассажиров. А это и дети, и старики, и жен­щины. Например, у меня в мар­шрутке постоянно школьники ездят, самых младших родители сажают и просят, чтобы высади­ли на нужной остановке. Как тут лихачить, когда в машине столь­ко детей?

Конечно, такого безобразия на дорогах быть не должно, но за порядком никто, как следует, не смотрит, поэтому все и ездят, как хотят. Лично я в первую очередь спра­шиваю с себя, уже потом - с остальных. Если каждый будет так делать, то у нас и ава­рий будет в разы мень­ше, и взаимоуважение на дороге повысится.

– И как долго удаётся придер­живаться такого принципа?

– По крайней мере, в ДТП по­ка не попадал, бог миловал, да и в поле зрения полицейских тоже. Штрафовали меня за всё время только раз, за то, что пассажира высадил на пешеходном переходе на площади Ленина. Сам знал, что виноват, поэтому и оправдывать­ся не стал, когда ко мне инспектор подошёл. Хотя, по-хорошему, эту «зебру» нужно на несколько ме­тров ближе к ЦУМу перенести, как было раньше, а то проехать невозможно ни утром, ни вече­ром. Но, видимо, для кого-то это «хлебное» место.

Смотрите также: