Писатель Алексей Исаев - об исторической справедливости

Неудачниками не были

Алексей Исаев. Фото: Из личного архива
Дарья Калугина, «АиФ Брянск»: Алексей Валерьевич, как получилось, что вклад нашей страны, давшей свободу многим народам Европы, недооценён, ведь на полях сражений полегло много советских солдат?
Алексей Исаев: Да, на долю Красной Армии приходится 75% потерь противника. Но тема потерь, и своих, и чужих, долгое время была закрытой. Первая попытка их подсчитать была предпринята ещё в июне 1945 года. А потом почти на 45 лет этот вопрос отложили. Открытая научная дискуссия привела бы нас к 90-му году к согласованным цифрам, и мы не были бы вынуждены сейчас отбиваться от критики.
- В своей книге «От Дубно до Ростова» вы описываете не самые славные страницы - поражения в первый период войны…
Досье
Алексей ИСАЕВ родился в Ташкенте. Окончил факультет кибернетики Московского инженерно-физического института. Живёт и работает в Москве. Историк, занимающийся углублённым анализом трагических страниц военной истории, внештатный сотрудник Института военной истории Министерства обороны Российской Федерации, кандидат исторических наук. Автор более двадцати книг, посвящённых различным страницам и эпизодам Второй мировой войны, а также их трактовке в послевоенные годы. Среди созданных им работ особую популярность приобрели книги «От Дубно до Ростова», «Георгий Жуков. Последний довод короля» и другие. Входит в авторский коллектив 1-го и 5-го томов новейшей 2-томной истории войны, которая вышла в свет в 2015 году. Один из сценаристов многосерийного документального фильма Первого канала «Великая война».

- Неудачи, борьба до последнего патрона показывают предельные возможности людей и техники. Сражения способны объединить миллионы человек на борьбу с противником. В таких тяжелейших обстоятельствах проявляется высшее человеческое качество - самопожертвование, «за други своя», то, что отличает нас от животных. К тому же в истории боёв 1941 года много белых пятен, которые хотелось бы восполнить. У нас немного оперативных документов о действиях Красной Армии, а сведения в имеющихся отчётах очень скупы. Отсутствие до недавнего времени достаточного количества информации скрывало подвиг солдат и породило теорию о разбежавшейся армии, якобы устроившей бунт Сталину. Но восстановить картину произошедшего помогают источники в немецких архивах. Изучив многие их них, могу с уверенностью сказать: красноармейцы не пускались в бегство, наоборот, мужество воинов в этот период войны признавалось противником и заслуживает глубокого уважения.

   
   

- Почему же мы отступали до Москвы?

- Корни проблемы лежат в неточных разведданных: назывались разные даты нападения, а угрожающие сообщения о выдвижении к нашим границам немцев задерживались, мы приняли ответные меры с опозданием. В итоге немцы били Красную Армию по частям. Усугубилась ситуация  и из-за начатого весной 41-го строительства бетонных взлётных полос. Многие авиабазы перекопали, и манёвр авиации был сужен. Наши лётчики не могли выходить из-под удара, меняя аэродром. Но и в такой сложнейшей ситуации пилоты активно атаковали моторизованные колонны врага с воздуха, сдерживая их наступление. Они выбивали автомашины и тягачи, делая вермахт менее подвижным. Не были неудачниками и танкисты, которые раз за разом контратаковали и снимали стружку с немецких частей, в первую очередь, элитных - моторизованных и танковых.

Именно тогда в упорной борьбе, часто с поражениями, готовились наши будущие победы. Это время массового героизма и военного профессионализма. До контрнаступления декабря 1941 года Красная Армия делала своё дело, уменьшая боевую силу вермахта. И уже к Москве подъехали единицы машин.

Всё за победу

- Но некоторые историки говорят об ошибках командования, большом количестве убитых солдат…

- Как правило, в пределах своих возможностей командиры принимали верные решения. Но вычислить, где нападёт противник, очень трудно. Потому под Брянском и Вязьмой в октябре 1941 года не смогли определить, где последует вражеский удар. Точно так же ошибались немцы, когда потеряли инициативу в последние два года войны. Без наступательного духа и профессионализма победить было невозможно. Тем более, что у нашей армии в 1941-1942 годах было гораздо меньше боеприпасов, чем у гитлеровцев.

- Как вы оцениваете возникающие вопросы о том, нужно ли было вообще побеждать Гитлера?..

   
   

- По плану «Ост» немцы хотели оттеснить славянское население из Европы дальше на восток. Судьба его была бы незавидная: оккупационная администрация принимала меры, чтобы оставить народ без элементарного образования и медицинской помощи. То же самое ожидало и жителей Прибалтики. Цена поражения для нас была неприемлемой. Мне не понять людей, которые рассуждают подобным образом.

- На Западе любят говорить о своём вкладе в борьбу с Германией. Какова реальная роль ленд-лиза?

- Когда шли самые кровопролитные битвы под Москвой и Сталинградом, ленд-лиза было мало. Доля ленд-лиза стала ощутимой лишь к 1944-му. Мы смогли выстоять и сдержать напор врага без неё. В 1944-45 годах ленд-лиз сохранял человеческие жизни, позволял воевать эффективнее.

Пока мы помним и рассказываем о войне, никому не удастся умалить подвиг дедов. Фото: АиФ/ Кирилл Шипицин

Рассказывать правду

- Попытки фальсифицировать историю появились только сейчас или подобное случалось и раньше?

- Стремление дискредитировать Россию было и в советское время. Ещё в 1950-1970 годы выходили сборники о противодействии фальсификации. История была очень политизирована, каждый тянул одеяло на себя.

- Это опасно?

- Историю не стоит забывать, она имеет свойство повторяться, что мы и видим сегодня на Украине. В течение десятилетий там рассказывали о чёрной пехоте - призывниках, которым якобы давали по полкирпича и сразу бросали в бой с немцами. А ведь тем самым принижается подвиг реально призванных в 43-44-х годах вооружённых и обмундированных украинцев, которые в составе Красной Армии дошли до Берлина.

- Как можно противостоять переписыванию событий?

- Рассказывать о войне правду - лучший ответ тем, кто пытается приумалить наши заслуги. Нужно самим бережно относиться к своей истории и знать её. Я изучаю Великую Отечественную войну около 10 лет и не перестаю восхищаться людьми той эпохи. Это было поколение титанов, которые не знали о том, что они титаны. Что касается разного рода пропаганды, то нужно понимать, что политика сиюминутна, а научные выводы остаются на века. В исторической среде Европы и США знают о выдающейся роли нашей страны в свержении нацистского режима, но часто их голос не слышен за популистской риторикой.

Смотрите также: