Новозыбков как родина судостроения

   
   

Ему принадлежит пальма первенства в создании принципиально нового вида транспортного средства - с использованием эффекта экрана. А начиналось всё на Брянщине. Выдающийся русский инженер родился в Новозыбкове 18 декабря 1916 года. Его родителями были агроном и учительница. В Новозыбкове Алексеев окончил школу и отсюда в 1933 году отправился на учёбу в Горький.

Поступил будущий гений в индустриальный институт имени Жданова (ныне Нижегородский государственный технический университет) на кораблестроительный факультет. Ростислав Евгеньевич прожил как бы три конструкторские жизни. В первой он создал серию судов на подводных крыльях. Во второй - занимался судами на воздушной подушке. Третью жизнь он посвятил экранолётам.

За создание торпедных катеров на подводных крыльях для ВМФ в 1951 году Алексеев и его помощники были удостоены Сталинской премии. Впоследствии коллектив работал над первым в мире пассажирским судном на подводных крыльях "Ракета". Летом 1957 года конструктор представил его на суд общественности. С этого момента, по сути, и началось мировое скоростное судостроение.

Все идеи, над которыми он работал, давно витали в воздухе. Однако воплотил он их в реальные конструкции первым. Это бесспорно и давно признано. В 1961 году десять сотрудников конструкторского бюро во главе с Р. Алексеевым получили Ленинскую премию за создание нового транспортного средства.

В числе разработок его ЦКБ - экраноплан с реактором на быстрых нейтронах, экраноплан для старта космической ракеты, пассажирские экранопланы.

Любопытно, что Алексеев сам пилотировал свои аппараты, был хорошим фотографом, рисовал картины, любил классическую музыку, увлекался яхтенным и горнолыжным спортом.

В Вашингтоне, в Галерее выдающихся личностей XX века, помещён портрет и брянского конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева.

Смотрите также: