Вечно только слово
Владимир Сорочкин: Вечно только Слово. О древних цивилизациях мы знаем в первую очередь благодаря преданиям и письменным источникам. Можно видеть остатки городов, предметов быта, но о людях эпохи ничто так подлинно не расскажет, как литература. В ней запечатлевается всё важное, знаковое для определённого отрезка времени.
- Но сегодня мы видим, что читающих людей становится всё меньше… Поможет ли Год литературы исправить ситуацию?
- Проведение Года литературы яснее наметит круг накопившихся вопросов, а их много. Очень хочется, чтобы оживился интерес к чтению... Но одним годом, конечно же, нельзя ограничиваться. Нужно и дальше популяризировать хорошие книги, особенно среди подрастающего поколения. Что мы посеем сегодня, то и взойдёт через 10-15 лет. Я убеждён, что идеология, культура и литература должны составлять основу для динамичного развития любого уважающего себя государства.
- Чем в настоящее время писатель может заинтересовать читателя?
- Посмотрите, какие публикации пользуются успехом в интернете. Много пишут о событиях на юго-востоке Украины. Это – боль не только авторов, но и простых читателей, поэтому произведения и набирают огромное количество откликов. Наше общество снова политизировалось, но если четверть века назад этот вектор был направлен на внутренние проблемы, то сегодня, в основном, на внешние. А вот современной массовой литературой народ пресытился, книжные магазины ныне похожи на музеи, в которые приходят поглядеть, а не купить. Женские романы, фантастика не дадут ответы на «проклятые вопросы бытия», и детективы не дадут. Нужен другой взгляд, нужна чётко обозначенная национальная идея - словом, литература, которая будет объединять, отражать время, помогать жить или выживать, давать ориентиры. Государство не должно оставаться в стороне от литературного процесса, писателям, как никогда, нужна поддержка. Сейчас литература отдана на откуп коммерсантам, а они нередко публикуют то, что лоббирует Запад.
Читать между строк
- В советское время книги подвергали цензуре, теперь таких строгих ограничений нет, и каждый, имея деньги, может выпустить что угодно. Как вы считаете, нужна ли цензура в литературе?
- Конечно, нужна, и сегодня она остаётся. Другой вопрос, что контролировать. В 1960-1970-е цензура привела к тому, что писатели стали создавать книги с подтекстом. Это воспитало вдумчивого читателя, умеющего видеть между строк. Сейчас о многом пишут свободно, прямым текстом. Люди, воспитанные на поверхностном чтиве, не утруждают себя внимательным чтением. А это плохо - хорошее произведение отличается многослойностью, где каждый найдёт свои плоскости.
Возможность выпускать книги без редакторского отбора сыграла пагубную роль: появилось большое количество графомании, которая ничего, кроме сожаления, в памяти не оставляет. А ведь книга формирует сознание человека. Если маленьким детям читают, они становятся на порядок сообразительнее и развитее своих сверстников. В противовес этому мы видим, что в учебниках появляются порой второстепенные произведения, а действительно выдающиеся отодвигаются на второй план или вообще изымаются из школьного курса.
- Нередко одарённые писатели остаются «за кадром» по тривиальной причине - отсутствию средств на издание книги. Что делать в этом случае?
- Для каждого одарённого автора есть возможность публиковаться в периодической печати, пусть бесплатно или за небольшие гонорары, но всё-таки… Хорошая проза сейчас востребована, в том числе и «толстыми» журналами. Можно выкладывать свои стихи и прозу на многочисленных литературных порталах в интернете. Но выход книги, публикация, пусть даже и в очень популярном издании или на сайте, ещё не гарантирует, что вас заметят…
- Но разве государство не должно поддерживать писателей? Думаю, чиновникам придётся по душе мысль о том, что можно обойтись одним лишь интернетом…
- В финансировании издательских программ у нас в области, к сожалению, всё ещё не выработана система. В соседнем Орле, например, при бюджетной поддержке ежегодно издаётся несколько солидных томиков писателей-орловцев. Находятся средства для местных писателей и в Смоленске, Курске, Белгороде… Всё же хочется стабильности… Не единожды доводилось сталкиваться с пренебрежительным отношением чиновников, мол, что интересное могут написать на Брянщине. Это несправедливо, среди наших земляков есть замечательные художники слова.
Одни поэты
- Мне кажется, или на Брянщине в самом деле больше поэтов, чем прозаиков…
- Это действительно так. Что, впрочем, характерно не только для нашего региона, но и для России в целом. Писательский труд, увы, почти перестал быть профессией. Стихотворение рождается на эмоциональном порыве и, как правило, создаётся в короткие сроки. А для прозы требуется куда больше времени. И поскольку на изящном слове не заработаешь, а писать в стол мало кто хочет, много талантливых людей нашли себе применение на более прибыльных поприщах.
- Вас это не пугает?
- Огорчает. Думаю, должны быть государственные и областные программы, направленные на развитие литературного творчества, причём не абстрактные, а реальные. В организацию всё реже и реже вливаются молодые авторы - не хватает опыта и таланта. Нашему самому молодому члену Союза писателей России - 35 лет, самому старшему – 93 года, а средний возраст – около 65 лет. И это малоутешительный показатель. Мне не нравится раздробленность сегодняшнего литературного пространства, мы зачастую не знаем братьев по перу из других регионов. Писателям нужно объединиться.
- Владимир Евгеньевич, вот вы говорите о госзаказе, но как тому же чиновнику отличить хорошую книгу от плохой?
- Хорошая книга должна быть честной и совестливой, это самое главное. И обязательно затрагивать душу человека. Современный постмодернизм, ставящий под сомнение всё и вся, - это тупиковый путь, сухая ветка русской литературы. Ёрничать и разрушать всегда легче, чем созидать.
Смотрите также:
- Созвучно времени или почему в России лучше творить, чем за рубежом. (25.03.2016) →
- Боязнь прекрасного. Неравная борьба эстетики и стереотипов →
- Лариса Калугина: «Меня питает сила и энергия моих предков» →