Бересту на Руси издревле использовали для изготовления предметов быта: туеса, коробы, шкатулки, кузовки и так далее. Но было у неё и другое применение – на белой и мягкой коре берёзы народные мастера писали картины. Брянский мастер продолжает традиции старинного промысла.
Сила – в корнях
Дарья Кулагина, АиФ Брянск: Александр Владимирович, в наш век компьютерных технологий и автоматизированных систем ручной работой занимаются единицы. Да и нужны ли такие штучные, мастеровые изделия?
Александр Хромачёв: Когда изобрели фотоаппарат, многие думали, что художники не будут нужны. Но время показало, что это не так. Авторский взгляд, выраженный в мазках кисти, нельзя заменить фотоснимком. И то, и другое важно само по себе. Также народное творчество несёт удивительную духовную красоту и при этом доступно всем. Ручная работа – прекрасный способ увлекательно и с пользой провести свободное время. Вот, к примеру, за длинные зимние каникулы несколько картин написал.
Вообще обращение к национальным истокам, не важно, будь то берестяные изделия, хохлома или что-то другое, всегда интересно. Я с керамикой работать люблю: вазы, игрушки-свистульки, так называемые мглинские игрушки, которыми славится Брянщина. А как делать их, не только из литературы узнавал, но и спрашивал у местных бабушек и дедушек. Такое общение многое мне дало как художнику-керамисту. Наши корни – неисчерпаемый источник сил и энергии для творчества.
- К сожалению, некоторые традиционные промыслы начинают уходить в прошлое. Не повлечёт ли такое забвение потерю чего-то более важного, не угаснет ли вместе с ними частичка души русского человека?
- Я верю, что этого не произойдёт. Конечно, со временем какие-то традиции теряются, но народность не ушла из нашей культуры, мы не переродились. Не случайно ведь изделия русских национальных промыслов востребованы за рубежом.
- Но как сохранить их, как показать детям и подросткам, в чём прелесть многовековых секретов?
- О своих корнях нужно рассказывать, чтобы дети, подростки знали, какая богатая у нас история, культура. Но рассказывать не потому только, что ты за это зарплату получаешь, да ещё такую зарплату, которая тебя не устраивает. Нужно рассказывать потому и тем, кто не может не рассказывать. Потому что он сам этим дорожит, увлечён и любит. Тогда обязательно найдутся продолжатели национальных традиций. В искреннюю любовь и увлечённость своим делом нельзя не верить и не заражаться ими. Конечно, в нашем регионе мастера и работники культуры прилагают усилия для этого, но одних их усилий мало. Хотелось бы больше инициативы от властей, чтобы они помогали не на словах, а на деле. Люди из народа очень талантливые, а если их ещё и поддержать, то самодеятельное творчество точно будет жить.
С запахом леса
- Известно, что писать грамоты на бересте было не очень-то просто, а картины создавать сложно?
- В бересте главное – увидеть природный рисунок. Конечно, к такой основе подход нужен, а когда приноровишься, творческий процесс увлекает. Шероховатости и неровности порой сами подсказывают образы: где лучше кустик смотреться будет, а где – ручеёк или дорога. На одной заготовке правильнее изобразить вертикальную картину, на другой - горизонтальную панораму. Нужный оттенок фона появляется, когда снимаешь тоненькие белые слои. Работать с берестой очень приятно ещё и потому, что всё время тебя окутывает лесной запах.
- Она досталась нам в наследство от предков, у которых других-то материалов не было. Но и спустя много веков изделия из бересты ценятся. В чём уникальность природного материала?
- В чистоте, экологичности, в памяти предков, в том, что береста подходит для самых разных предметов быта и для искусства. Мне очень нравятся туеса, которые изготавливают сибирские мастера, в них можно даже грибы засаливать. А какие замечательные шкатулки и короба из бересты получаются, глаз не оторвать! Поделки из березовой коры – часть культуры нашего народа, наши истоки. Это как хлеб из русской печи.
- Но всё же, как вы впервые сели не за холст, а за бересту?
- Будучи руководителем художественной студии, я часто посещал музеи. Там-то и нашёл много источников: рукописей, зарисовок, из которых узнал о промысле. Мне стало интересно, решил попробовать сделать что-то подобное. Так в 1990-х годах появились мои первые «берёзовые» картины. И знаете, люди стали проявлять к ним нешуточное внимание, изучали их на ощупь – действительно ли береста? Это ещё больше воодушевило.
- Неужели сами заготавливаете материал?
- Только сам, это ведь дело ответственное. На заготовку идёт верхний слой коры. Снимать его нужно аккуратно, чтобы не навредить дереву. Затем под прессом сырьё расправляется и сушится. Через полгода на нём можно рисовать.
Россия православная
- На что чаще вдохновляет природный рисунок?
- Я отдаю предпочтение архитектурным пейзажам. Видимо, сказывается работа художника-графика. Сельская местность, храмы и церквушки России, древнерусское зодчество - вот что гармонично ложится на этот материал. Всегда сохраняю фон с его характерными штришками. Белую краску почти не использую, ведь сама заготовка имеет мягкий молочный оттенок. Яркие цвета здесь ни к чему, ведь ценность - в природной красоте, естественности.
- С натуры пишете или по памяти?
- Обычно я сначала делаю графические рисунки, а затем переношу изображение на бересту. Этим промыслом занимаюсь зимой: и времени больше, и настроение подходящее. Заснеженный уличный пейзаж так и хочется воссоздать на полотне. Оттого и картины почти все зимние. Среди работ у меня храмы во Мглине, Красном Роге под Почепом, усадьба Заводовского в Ляличах в Суражском районе и другие. Конечно, сегодня почти у каждого есть хороший фотоаппарат, которым можно то же самое снять на память. Но мне кажется, что древние храмы и простые деревушки гармоничнее смотрятся на столь же древнем и простом материале. Береста передаёт их дух и национальность. И работы на таком материале любят не только соотечественники, но и иностранцы. Ведь, возвращаясь из нашей страны, они везут не просто поделку, а частичку широкой и загадочной русской души.